Play Airlines: закат американской мечты трансатлантических лоукостеров

Play Airlines покидает США: лоукостеры снова в турбулентности на трансатлантических рейсах, и вот почему они переориентируются на европейские направления.

Ярко-красный самолет Play, уходящий из США. Что ждет авиакомпанию после турбулентности на трансатлантическом рынке?
Ярко-красный самолет Play, уходящий из США. Что ждет авиакомпанию после турбулентности на трансатлантическом рынке?

Исландский лоукостер Play Airlines объявил о приостановке всех своих рейсов в США к октябрю 2025 года. Это решение ощутимо для тех, кто привык летать через Атлантику по низким ценам. Рынок Северной Америки оказался слишком сложным. Это напоминает о крахе WOW Air в 2019 году, создавая ощущение дежавю.

WOW Air, другой исландский лоукостер, также пытался сделать бюджетные трансатлантические перелеты реальностью, но потерпел неудачу. Теперь Play, с его амбициозным планом соединения США и Европы через хаб в Кефлавике, присоединяется к списку тех, кто не справился с экономикой дальнемагистральных лоукост-операций. Это похоже на попытку посадить самолет на глиссаду при боковом ветре — эффектно, но рискованно.

Что произошло с Play Airlines и какие у нее планы? Попробуем разобраться.

Конец Американского Приключения Play Airlines

Компания Play Airlines была основана в 2019 году выходцами из WOW Air, что изначально вызывало вопросы. Компания стартовала в июне 2021 года, выполняя рейсы из Кефлавика (KEF) по Европе, а в 2022 году вышла на рынок Северной Америки.

Флот Play состоит из 10 Airbus A320neo, средний возраст которых составляет 4,7 года. Конфигурация салона — исключительно «эконом», 174 или 180 кресел. Авиакомпания выполняла рейсы в три американских аэропорта: Нью-Йорк Стюарт (SWF), Бостон Логан (BOS) и Балтимор/Вашингтон (BWI). В пиковый период осуществлялись ежедневные рейсы, связывающие пассажиров с Исландией и, далее, с Европой.

Однако с 1 сентября прекращаются полеты в Нью-Йорк Стюарт, с 15 сентября — в Бостон, а 24 октября — в Балтимор/Вашингтон.

Этому решению предшествовали сокращения в сети Play в Северной Америке. Ранее были прекращены полеты в Вашингтон Даллес (IAD) после лета 2024 года, а аэропорт Гамильтон (YHM) в Канаде был исключен из маршрутной сети еще в апреле 2025 года. Запланированный маршрут в Орландо (MCO) не был реализован из-за высоких цен на топливо.

Для аэропорта BWI уход Play — уже седьмая авиакомпания за последние годы. Ранее аэропорт покинули Allegiant, Air Senegal, JetBlue, Condor, Contour и Air Canada. Примечательно, что попасть в Исландию из BWI по-прежнему можно на рейсах Icelandair, выполняемых ежедневно на Boeing 737 MAX 9.

Знакомый Сценарий: Лоукост, Дальние Рейсы и Проблемы

Бизнес-модель Play Airlines основывалась на низких тарифах с пересадкой в Кефлавике. Пассажиров привлекали низкой базовой ценой, а затем предлагали платить за багаж, выбор места и питание.

Ярко-красная ливрея Play напоминала фиолетовый цвет WOW, как бы намекая на преемственность. Однако, как и WOW, Play ни разу не вышел в прибыль с момента первого полета в июне 2021 года.

Параллели не ограничиваются WOW Air. Norwegian Air Shuttle, когда-то лидер лоукост-трансатлантики, после нескольких лет финансовых трудностей отказалась от дальних рейсов в 2021 году. Norse Atlantic Airways, запущенная в 2021 году выходцами из Norwegian и использующая Boeing 787, также столкнулась с проблемами прибыльности, сокращает маршруты и сдает самолеты в лизинг.

Вывод очевиден: дальнемагистральные лоукост-операции сопряжены с большими трудностями. Высокие цены на топливо, конкуренция с традиционными авиакомпаниями, сезонность спроса (особенно зимой в Исландии) создают сложные условия для бюджетных перевозчиков, пытающихся завоевать трансатлантический рынок.

Руководство Play признало, что рынок Северной Америки в 2024 году был «невероятно сложным» из-за избытка провозных емкостей.

Шанс на Прибыльность: Мальта, Лизинг и Отдых

Уход Play Airlines из США — часть плана реструктуризации, направленного на достижение прибыльности. Компания объявила о делистинге с биржи и рекапитализации, оценив акции в 1 исландскую крону (0,0080 доллара США) за штуку. Акционерам предложили наличные или акции новой частной компании. Более трети капитала уже обеспечено, а минимальное вливание в 20 миллионов долларов должно поддержать этот переход. Компания откажется от исландского сертификата эксплуатанта (AOC) и будет работать по мальтийскому AOC через свою дочернюю компанию Play Europe.

Play меняет стратегию. Вместо трансатлантических пересадок — прямые рейсы из Исландии на курорты южной Европы, западной Африки и западной Азии. Будут сокращены рейсы и в северную Европу. Компания делает ставку на прибыльные европейские направления, которые показали себя лучше трансатлантических.

Чтобы оптимизировать флот, Play оставит четыре Airbus A320neo для регулярных рейсов из Кефлавика, а шесть самолетов сдаст в лизинг по договорам ACMI (самолет, экипаж, техническое обслуживание и страхование). Это снизит риски, связанные с нестабильным рынком дальних перевозок, и обеспечит стабильный доход от лизинга.

Что Дальше для Play и Трансатлантического Рынка?

Уход Play Airlines — печальное событие. Низкие тарифы и модель без излишеств привнесли новую динамику на трансатлантический рынок, но экономика оказалась сильнее. Play переориентируется на отдых и лизинг самолетов, надеясь на более эффективную стратегию, которая позволит выйти в прибыль. Переход на мальтийский AOC и частную структуру — прагматичный шаг. Однако это также означает, что Play станет виртуальной авиакомпанией на родине, что далеко от первоначального плана трансатлантического доминирования.

Для путешественников потеря рейсов Play в США означает сокращение возможностей для бюджетных поездок в Исландию и другие страны. Icelandair с ее отлаженной моделью «хаб-и-спица» и бесплатными стоповерами остается главным игроком в Кефлавике. Norse Atlantic продолжает тестировать низкобюджетные дальние перевозки с переменным успехом. Мечта о доступных трансатлантических перелетах жива, но исландская модель, испытанная WOW, Play и другими, сталкивается с серьезными трудностями.

Пока A320neo Play летят в направлении солнечных стран, отрасль будет наблюдать, сможет ли этот поворот прервать полосу неудач исландских лоукостеров. Пожелаем им попутного ветра и мягкой посадки.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,