Авиационный хаос над Катаром: рейсы вслепую и политический шторм
катар открыл небо после хаоса, но авиакомпаниям пришлось экстренно сажать самолеты в Саудовской Аравии: политический фактор как главная причина сбоев.
Как человек, проведший тысячи часов в кабине, я привык к нештатным ситуациям. Турбулентность, отказ оборудования, внезапные изменения погоды — все это часть нашей работы. Но то, что произошло в небе над Катаром недавно, стало настоящим «рейсом вслепую» для многих авиакомпаний.
Внезапное закрытие воздушного пространства над Катаром стало серьезным испытанием для авиационной индустрии. Аналитики из Cirium провели детальный разбор, и давайте взглянем на ситуацию с высоты птичьего полета, разложив все по полочкам, как предполётный брифинг.
Изменение маршрутов: что случилось?
Больше всего пострадала национальная авиакомпания Qatar Airways. Представьте себе ситуацию: самолет, летящий, скажем, из Афин в Доху, вдруг получает команду «сменить эшелон» и направляется в Даммам, Саудовская Аравия. Так произошло сразу с пятью рейсами! Airbus A330−300 (A7-AEN), выполнявший рейс QR204, сел в Даммаме. Туда же направили рейсы из Софии (QR228 на A320, A7-AHG), Белграда (QR232 на A320, A7-AHL), Трабзона (QR320 на A320, A7-AHJ) и даже рейс из Кувейта (QR1073 на A350–1000, A7-ANH).
Еще два рейса перенаправили в Маскат, Оман. QR647 из Катманду (Airbus A330−300, A7-AEE) и QR947 из Сингапура (Boeing 777−300ER) оказались вдали от запланированного пункта назначения.
Что касается европейских направлений, то и тут не обошлось без неожиданностей. Рейс QR330 из Лондона (Boeing 787−8, A7-BBC) отправился в Рияд, а QR401 из Аммана (Boeing 777−300ER, A7-BOF) — в Медину. Грузовой рейс QR8153, летевший из Чикаго в Доху на Boeing 777F (A7-BFC), и вовсе приземлился в бельгийском Люттихе.
Особенно «весело» пришлось рейсу Swiss LX242 из Цюриха в Дубай. Airbus A330−300 сначала развернулся над Саудовской Аравией, а затем получил отказ в посадке как в Каире, так и в Анталье. В итоге самолет приземлился в Измире. Это как «тройной отказ» в самый неподходящий момент.
К счастью, кризис разрешился довольно быстро. Катар открыл воздушное пространство уже к полуночи (по среднеевропейскому времени), и многие задержанные рейсы Qatar Airways вскоре вылетели в Доху.
Почему это важно?
Этот инцидент наглядно демонстрирует, насколько уязвима современная авиационная инфраструктура перед политическими решениями. Закрытие воздушного пространства — это не просто неудобства для пассажиров. Это огромные финансовые потери для авиакомпаний, дополнительные нагрузки на экипажи и, конечно, потенциальный риск для безопасности.
Я помню один случай, когда из-за грозы нам пришлось уйти на запасной аэродром. Тогда, как и сейчас, самое главное — действовать четко, по чек-листу, и не терять самообладание. Ведь в небе, как и в жизни, главное — благополучно посадить самолет.