Rolls-Royce: UltraFan вернёт компанию в небо узкофюзеляжных

Rolls-Royce нацелилась на возвращение: новый двигатель UltraFan, благодаря масштабируемой архитектуре, откроет компании путь к рынку узкофюзеляжных авиалайнеров.

Загляните внутрь двигателя «UltraFan» от Rolls-Royce! Вернёт ли инновация компанию на рынок узкофюзеляжных самолетов?
Загляните внутрь двигателя «UltraFan» от Rolls-Royce! Вернёт ли инновация компанию на рынок узкофюзеляжных самолетов?

Как известно, пилоты учатся летать по приборам, а бизнес — по цифрам. И цифры однозначно указывают: рынок узкофюзеляжных самолётов, таких как Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, — это огромный сегмент, в котором Rolls-Royce пока не представлена. Для тех, кто не в теме: эти популярные модели оснащены двигателями других производителей. Rolls-Royce упустила этот момент, но, похоже, твёрдо намерена вернуться.

Упущенная возможность

Что произошло? В 2012 году Rolls-Royce вышла из консорциума IAE (International Aero Engines), продав свою долю Pratt & Whitney за полтора миллиарда долларов. На первый взгляд, сделка выглядела выгодной. Но, как выяснилось впоследствии, это был тот самый случай, когда «потерял рубль, а нашёл копейку». Выход из IAE отрезал компанию от участия в разработке и производстве двигателей для A320neo, A220 и Embraer E2, использующих семейство PW1000G. Другими словами, Rolls-Royce добровольно покинула гонку на самом массовом авиационном рынке.

Вместо этого компания сосредоточилась на мощных двигателях для широкофюзеляжных Boeing 787 и Airbus A350. Казалось бы, логично — сегмент перспективный, маржа выше. Однако, по словам генерального директора Rolls-Royce Туфана Эргюнбилджича, компания чуть не угодила в «сценарий Nokia». Напомним, что некогда лидер рынка мобильных телефонов упустил развитие смартфонов и был смещён с вершины. Аналогия более чем понятна.

Возвращение к штурвалу

Но, как говорят авиадиспетчеры, «wind shear is always unexpected» (сдвиг ветра всегда неожиданность), и Rolls-Royce, кажется, вовремя осознала проблему. Сейчас компания активно готовится к появлению следующего поколения узкофюзеляжных самолётов, которые придут на смену A320neo и 737 MAX в 2030-х годах.

Ключом к возвращению на рынок должен стать двигатель «UltraFan». Изначально он разрабатывался как более эффективная альтернатива «Trent» для больших самолётов. Однако Эргюнбилджич заявил, что архитектура «UltraFan» может быть адаптирована и для двигателей меньшего размера. В настоящее время Rolls-Royce активно работает над демонстратором такой версии.

«UltraFan» — это впечатляющая разработка. Представьте себе: степень двухконтурности до 14:1, редуктор, который на испытаниях передавал мощность 64 МВт, и диаметр вентилятора 356 сантиметров. Важно отметить, что, по данным Rolls-Royce, эту архитектуру можно масштабировать до тяги 111 кН. Это открывает путь к созданию двигателя для узкофюзеляжных самолётов.

Rolls-Royce уже ищет партнёров для реализации этого амбициозного плана. Конкретные имена пока не называются, но, судя по заявлениям руководства, переговоры идут активно. Компания осознала свою ошибку и готова набирать высоту на рынке узкофюзеляжных самолётов. Будем следить за показаниями приборов и держать курс на успех!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,