Сверхзвуковой ренессанс: Америка вновь открывает двери в небо
США снимают «заморозку» сверхзвуковых полетов: указ Трампа 2025 года отменяет запрет 1973 года, давая шанс Boom Supersonic и другим проектам реализовать мечту о скорости.
Уже более полувека авиационное пространство над Америкой словно застыло на крейсерской скорости обычного Boeing. С 1973 года, когда FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) запретило коммерческие сверхзвуковые полёты над территорией Штатов, мечта о молниеносных перелётах через всю страну оставалась на земле.
Но 6 июня 2025 года Президент Дональд Трамп подписал указ, который готов пересмотреть этот регламент, вновь давая зелёный свет сверхзвуковой авиации. Для авиационных энтузиастов и путешественников это — знаковое событие. Давайте разберёмся, почему это так важно и что нас ждёт впереди.
Почему сверхзвук оказался под запретом
В начале 70-х годов перспектива сверхзвуковых перелётов казалась воплощением будущего. Concorde был новым словом в авиации. Boeing анонсировала проект 2707 — ещё более крупного сверхзвукового лайнера. Другие конструкторские бюро тоже разрабатывали свои модели. Когда Boeing представила свой гигантский 747, его рассматривали скорее как временное решение, чтобы справиться с бумом авиаперевозок, пока его не заменят сверхзвуковые самолёты. «Королева небес» должна была уйти на грузовые рейсы.
К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. У сверхзвуковых самолётов был существенный недостаток — звуковой удар. Это неизбежное побочное явление полёта на скорости, превышающей скорость звука. Резкие изменения давления, вызванные им, сотрясали окна и негативно влияли на людей на многие километры ниже траектории полёта. В то время единственным способом избежать этого было снижение до дозвуковой скорости.
Сверхзвуковые полёты ограничили маршрутами над океаном, что существенно снизило экономическую целесообразность и рентабельность таких перелётов.
Технологии развиваются, а правила остаются прежними
Многое изменилось в коммерческой авиации с 70-х годов. Однако перспективы сверхзвуковых перелётов оставались нереализованными. Эра Concorde завершилась в 2003 году, когда он совершил свой последний рейс.
С тех пор было предпринято множество попыток возродить сверхзвук, но безуспешно. NASA добилось скромных успехов со своим технологическим демонстратором X-59. Сейчас одна компания, похоже, делает уверенные шаги к возвращению коммерческих сверхзвуковых перелётов.
Boom Supersonic, основанная в 2014 году, поставила перед собой цель сделать сверхзвуковые коммерческие перелёты обычным делом. Благодаря инвестициям авиакомпаний и частного капитала, этот производитель самолётов добился значительных успехов. В прошлом году они совершили полёт на своём технологическом демонстраторе XB-1, который используется для тестирования авионики, лётных характеристик и технологии «тихого» звукового удара.
Технология подаёт надежды: звуковые удары теперь отражаются вверх, что делает самолёт относительно тихим на земле. Boom всё ещё сталкивается со значительными препятствиями на пути к полномасштабному производству коммерческих самолётов, включая разработку двигателей и финансирование масштабного производства.
Указ президента Трампа
Указ президента Трампа направлен на то, чтобы отменить запрет и стимулировать инвестиции в сверхзвуковую авиацию. В течение 180 дней FAA должна отменить правило 1973 года, запрещающее коммерческие сверхзвуковые полёты над сушей.
Перед FAA поставлена задача разработать и внедрить правила, которые позволят осуществлять сверхзвуковые полёты, обеспечивая при этом защиту населения на земле. Согласно указу, цель состоит в том, чтобы «устранить дополнительные нормативные барьеры, препятствующие развитию сверхзвуковых авиационных технологий в Соединенных Штатах».
Развитие исследований и разработок в области сверхзвука
Помимо снятия ограничений, указ также направлен на ускоренное развитие исследований в области сверхзвуковых технологий. Директор Управления научно-технической политики будет координировать свои действия с министерствами обороны, торговли, транспорта и NASA для координации исследований и разработок в области сверхзвука через Национальный совет по науке и технологиям.
Цель состоит в том, чтобы оставаться впереди в глобальной аэрокосмической отрасли, которая становится всё более конкурентоспособной. Китай объявил о реализации нескольких проектов в области сверхзвуковых и гиперзвуковых технологий. Другие страны также вновь проявляют интерес к этим технологиям.
Этот указ имеет потенциал сохранить лидерство Америки и поддержать не только Boom, но и гиперзвуковые проекты таких компаний, как Hermeus, которая в прошлом месяце объявила об успешном полёте своего первого прототипа-демонстратора.
В конечном счёте, речь идёт о том, чтобы не просто вернуться к скорости Concorde, а создать новую эру авиации, более быструю, эффективную и экологичную. И если эти планы осуществятся, то авиационное пространство над Америкой вновь станет местом, где скорость не будет ограничением.