Сверхзвуковой ренессанс: Америка вновь открывает двери в небо

США снимают «заморозку» сверхзвуковых полетов: указ Трампа 2025 года отменяет запрет 1973 года, давая шанс Boom Supersonic и другим проектам реализовать мечту о скорости.

Трамп готов вернуть Америке сверхзвук? Указ президента может изменить авиацию. Что ждёт пассажиров?
Трамп готов вернуть Америке сверхзвук? Указ президента может изменить авиацию. Что ждёт пассажиров?

Уже более полувека авиационное пространство над Америкой словно застыло на крейсерской скорости обычного Boeing. С 1973 года, когда FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) запретило коммерческие сверхзвуковые полёты над территорией Штатов, мечта о молниеносных перелётах через всю страну оставалась на земле.

Но 6 июня 2025 года Президент Дональд Трамп подписал указ, который готов пересмотреть этот регламент, вновь давая зелёный свет сверхзвуковой авиации. Для авиационных энтузиастов и путешественников это — знаковое событие. Давайте разберёмся, почему это так важно и что нас ждёт впереди.

Почему сверхзвук оказался под запретом

В начале 70-х годов перспектива сверхзвуковых перелётов казалась воплощением будущего. Concorde был новым словом в авиации. Boeing анонсировала проект 2707 — ещё более крупного сверхзвукового лайнера. Другие конструкторские бюро тоже разрабатывали свои модели. Когда Boeing представила свой гигантский 747, его рассматривали скорее как временное решение, чтобы справиться с бумом авиаперевозок, пока его не заменят сверхзвуковые самолёты. «Королева небес» должна была уйти на грузовые рейсы.

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. У сверхзвуковых самолётов был существенный недостаток — звуковой удар. Это неизбежное побочное явление полёта на скорости, превышающей скорость звука. Резкие изменения давления, вызванные им, сотрясали окна и негативно влияли на людей на многие километры ниже траектории полёта. В то время единственным способом избежать этого было снижение до дозвуковой скорости.

Сверхзвуковые полёты ограничили маршрутами над океаном, что существенно снизило экономическую целесообразность и рентабельность таких перелётов.

Технологии развиваются, а правила остаются прежними

Многое изменилось в коммерческой авиации с 70-х годов. Однако перспективы сверхзвуковых перелётов оставались нереализованными. Эра Concorde завершилась в 2003 году, когда он совершил свой последний рейс.

С тех пор было предпринято множество попыток возродить сверхзвук, но безуспешно. NASA добилось скромных успехов со своим технологическим демонстратором X-59. Сейчас одна компания, похоже, делает уверенные шаги к возвращению коммерческих сверхзвуковых перелётов.

Boom Supersonic, основанная в 2014 году, поставила перед собой цель сделать сверхзвуковые коммерческие перелёты обычным делом. Благодаря инвестициям авиакомпаний и частного капитала, этот производитель самолётов добился значительных успехов. В прошлом году они совершили полёт на своём технологическом демонстраторе XB-1, который используется для тестирования авионики, лётных характеристик и технологии «тихого» звукового удара.

Технология подаёт надежды: звуковые удары теперь отражаются вверх, что делает самолёт относительно тихим на земле. Boom всё ещё сталкивается со значительными препятствиями на пути к полномасштабному производству коммерческих самолётов, включая разработку двигателей и финансирование масштабного производства.

Указ президента Трампа

Указ президента Трампа направлен на то, чтобы отменить запрет и стимулировать инвестиции в сверхзвуковую авиацию. В течение 180 дней FAA должна отменить правило 1973 года, запрещающее коммерческие сверхзвуковые полёты над сушей.

Перед FAA поставлена задача разработать и внедрить правила, которые позволят осуществлять сверхзвуковые полёты, обеспечивая при этом защиту населения на земле. Согласно указу, цель состоит в том, чтобы «устранить дополнительные нормативные барьеры, препятствующие развитию сверхзвуковых авиационных технологий в Соединенных Штатах».

Развитие исследований и разработок в области сверхзвука

Помимо снятия ограничений, указ также направлен на ускоренное развитие исследований в области сверхзвуковых технологий. Директор Управления научно-технической политики будет координировать свои действия с министерствами обороны, торговли, транспорта и NASA для координации исследований и разработок в области сверхзвука через Национальный совет по науке и технологиям.

Цель состоит в том, чтобы оставаться впереди в глобальной аэрокосмической отрасли, которая становится всё более конкурентоспособной. Китай объявил о реализации нескольких проектов в области сверхзвуковых и гиперзвуковых технологий. Другие страны также вновь проявляют интерес к этим технологиям.

Этот указ имеет потенциал сохранить лидерство Америки и поддержать не только Boom, но и гиперзвуковые проекты таких компаний, как Hermeus, которая в прошлом месяце объявила об успешном полёте своего первого прототипа-демонстратора.

В конечном счёте, речь идёт о том, чтобы не просто вернуться к скорости Concorde, а создать новую эру авиации, более быструю, эффективную и экологичную. И если эти планы осуществятся, то авиационное пространство над Америкой вновь станет местом, где скорость не будет ограничением.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,