«Танго» в небе: вернёт ли Россия крылья авиации?
Российская авиация ищет новые пути развития: сможет ли самолёт «Танго» заменить западные аналоги и обеспечить школы отечественными воздушными суднами.
Как известно, без хорошей подготовки и надёжной техники подняться в небо невозможно. Долгое время российские лётные школы испытывали трудности с подготовкой курсантов, поскольку азы пилотирования приходилось осваивать на западных самолётах — Cessna 172 и Diamond DA40/DA42. Причина проста: современных, конкурентоспособных лёгких самолётов отечественного производства долгое время не было.
Почему сложилась такая ситуация? Фёдор Борисов из ВШЭ считает, что ключевую роль сыграли сложность нормативных требований и недостаток конструкторских бюро, способных наладить серийный выпуск таких машин.
Однако ситуация, похоже, меняется. Компания Spectra Aircraft, входящая в S7 Group, разрабатывает в Подмосковье новый учебный самолёт PV-10 «Танго». В сентябре 2024 года состоялся его первый полёт. Этот четырёхместный самолёт, выполненный преимущественно из композитных материалов, имеет максимальный взлётный вес в 1200 кг и может развивать скорость до 240 км/ч, пролетая почти 1100 км. Важное преимущество «Танго» — способность лететь на очень малой скорости, около 80 км/ч, что идеально подходит для обучения и выхода на глиссаду.
На начальном этапе разработки возникла проблема с двигателем. Изначально «Танго» использовал бельгийский мотор, но в условиях санкций закупка таких двигателей для серийного производства стала невозможной.
S7 Group решила эту проблему, разработав собственный двигатель — APD-520 «Лидер». Это шестицилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения объёмом 5,2 литра и мощностью 200 л. с. Испытания двигателя запланированы на лето текущего года, а серийное производство — на 2026 год. Первоначально планируется выпускать по 30 штук в год, что позволит полностью обеспечить потребности «Танго».
Владислав Филёв, основатель Spectra Aircraft, подчеркивает, что это «полностью российский самолёт, от начала и до конца». Интерес к нему проявляют российские лётные школы и государственные компании, для которых такая машина важна для эксплуатации в труднодоступных регионах.
Министерство транспорта РФ планирует закупить до 250 «Танго» для учебных заведений. Аналитики прогнозируют потребность в 360 самолётах в ближайшие годы.
Есть надежда, что «Танго» поможет российской авиации укрепить свои позиции. Важно помнить, что успех в авиации зависит от профессионализма, безопасности и постоянного совершенствования навыков.