ВВС США: Модернизация или замена военно-транспортных «старичков»?

Американским ВВС пора задуматься о замене ветеранов C-5 и C-17: миллиарды долларов в модернизацию не гарантируют желаемой технической готовности парка.

Два титана ВВС США: C-5 и C-17 на службе. Надолго ли? Узнайте в статье!
Два титана ВВС США: C-5 и C-17 на службе. Надолго ли? Узнайте в статье!

В авиации, как и в жизни, ничто не вечно. Это правило особенно актуально для таких мастодонтов, как C-5 Galaxy и C-17 Globemaster III, которые уже не первое десятилетие бороздят небеса, обеспечивая стратегические перевозки для Военно-воздушных сил США. Не секрет, что возраст берёт своё, и настало время взглянуть правде в глаза: легенды нуждаются в замене.

C-5, первый полёт которого состоялся ещё в 1970 году, и C-17, присоединившийся к строю в 1993 году, — это рабочие лошадки, проверенные временем. Но время неумолимо, и было бы логично увидеть, как Штаты готовят им смену. Однако ситуация далека от решения. Вместо разработки новых моделей Пентагон направляет миллиарды долларов в модернизацию имеющихся самолётов. Идеи обсуждаются, но чёткого плана пока нет.

Как пилот, многократно пересекавший Атлантику на Boeing и Airbus, я прекрасно понимаю, что значит иметь под крылом надёжную машину. Но техника, какой бы гениальной она ни была, имеет свой ресурс. И вот тут-то и начинается самое интересное.

C-5 и C-17: Ветераны, заслужившие отдых?

Lockheed C-5M Super Galaxy — это настоящий гигант, самый крупный самолёт в арсенале ВВС США. Четыре двигателя General Electric CF6–80C2-L1F и пять стоек шасси позволяют ему преодолевать без дозаправки около 8870 километров. Учитывая его габариты — длина почти 75 метров, размах крыльев около 58 метров и высота более 19 метров — он способен перевозить колоссальный груз, до 100 тонн. Это сопоставимо с загрузкой в самолёт 15 танков Т-90!

Boeing C-17 Globemaster III, пожалуй, самый универсальный военно-транспортный самолёт в арсенале ВВС. Он может выполнять широкий спектр задач: от тактических перебросок и десантирования до медико-санитарной эвакуации. Оснащённый четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney F117-PW-100, он может использовать реверс тяги для создания сопротивления при посадке и даже для движения задним ходом. C-17 немного «компактнее» своего старшего брата: длина — около 53 метров, высота — около 17 метров, а грузовой отсек позволяет разместить до 77 тонн груза. Это как если бы вы решили перевезти целый батальон пехоты в полной экипировке.

Первый C-5 поступил на вооружение в 1970 году, а первый серийный C-17 — в 1993-м. Lockheed произвела 131 самолёт C-5, а Boeing — 279 самолётов C-17. И вот, спустя десятилетия, перед ВВС встаёт вопрос: как сохранить, а то и улучшить возможности военно-транспортной авиации? Похоже, что в ближайшей перспективе ставка делается на модернизацию.

Миллиарды вложены в апгрейд, а не в замену

В 2018 году ВВС США инвестировали 10 миллиардов долларов в модернизацию C-5. Эта программа, получившая название Reliability Enhancement and Re-engining Program (RERP) и Avionics Modernization Program (AMP), предусматривала замену двигателей GE TF-39 на более мощные и надёжные GE CF6–80C2. Цель — довести коэффициент технической готовности C-5 до 75% и продлить срок службы самолёта до 2040-х годов.

Однако, несмотря на первоначальные успехи, показатели технической готовности флота снизились. С 2022 по 2023 год они упали с 52% до 46%. Представители ВВС объяснили это нехваткой запчастей.

На C-17 тоже не экономят. В 2022 году ВВС заключили с Boeing контракт на 24 миллиарда долларов на программу Globe 2.0. Она включает в себя исследования и разработки, а также установку комплектов для устранения устаревания оборудования и добавления новых возможностей. В частности, речь идёт об установке новых центральных процессоров, модернизированной системы GPS и средств инфракрасного противодействия.

В 2024 году коэффициент технической готовности C-17 составил 75,2%, что немного ниже, чем в 2023 году (76%). Эта тенденция вызывает вопросы.

«Курс на столкновение»?

Официальные лица ВВС выражают обеспокоенность по поводу старения парка C-5 и C-17. В документе Air Mobility Command под названием «The Mobility Manifesto», опубликованном в 2022 году, прямо говорится о потенциальных проблемах с мобильностью.

Один из разделов посвящён неконкурентоспособности процесса закупок: «Наше планирование, бюджетирование и исполнение происходит медленно, громоздко и неадекватно. Промышленность производит исключительные и изысканные платформы для обеспечения мобильности за большие деньги и время, но не в массовом порядке».

Документ содержит предупреждение: «Наша структура сил и закупки поставили нас на курс на столкновение с провалом».

В заключение в документе подчёркивается необходимость модернизации вспомогательных функций: «Прежде всего, технические улучшения должны касаться тыльной части самолёта — оборудования для погрузки, заправки и отслеживания грузов в пути. Всё это должно быть унифицировано и стандартизировано. Без этих улучшений мы не сможем улучшить массовость».

Альтернативы? Есть варианты… но без конкретики

Чёткого плана замены C-5 и C-17 пока нет, но разговоры об альтернативах ведутся.

NASA и Lockheed Martin ещё в 2000 году опубликовали документ под названием «The Future of Very Large Subsonic Transports», в котором говорилось о желании разработать «сверхбольшой дозвуковой транспорт», «многоцелевой коммерческий пассажирский, коммерческий грузовой и военно-транспортный самолёт, примерно на 50% больше, чем Lockheed C-5 и Boeing 747».

В документе, в частности, говорилось о потребностях ВВС в «военно-транспортной авиации с достаточной грузоподъёмностью для перевозки современных систем вооружения с минимальным разукомплектованием на глобальные дальности (от 11 000 до 16 000 километров), необходимые для достижения оперативного театра без необходимости использования зарубежных баз и дозаправки в воздухе».

В 2019 году тогдашний министр ВВС Хизер Уилсон предложила заменить две эскадрильи C-130 тремя эскадрильями C-17, потребовав неопределённое количество новых C-17. На вопрос об источнике этих самолётов Уилсон ответила: «Это детали, которые мы ещё не рассматривали».

Boeing даже намекнула, что может рассмотреть возможность возобновления производства C-17, которое было прекращено в 2015 году. В феврале 2024 года вице-президент и генеральный директор Boeing по глобальным услугам Торбьорн Сьогрен заявил, что несколько потенциальных клиентов проявили интерес к новым C-17.

«C-17 — это продукт, о котором довольно часто спрашивают. Если бы у нас всё ещё была тёплая производственная линия, нашлось бы несколько клиентов, которые выразили бы заинтересованность», — сказал Сьогрен.

В общем, ситуация остаётся неопределённой. Ясно одно: ВВС США стоят перед серьёзным выбором — либо продолжать латать существующие самолёты, либо начать разработку нового поколения военно-транспортных самолётов. Время покажет, какой вариант будет выбран.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,