AirAsia: амбициозные планы в Европу через Персидский залив
AirAsia готовится к европейской экспансии, выбирая хаб в Персидском заливе и следуя «Ryanair-стратегии», сосредоточившись на перспективных, но не самых популярных маршрутах.
Малазийская AirAsia, крупнейший лоукостер Азии, после турбулентности пандемии вновь набирает высоту и рассматривает европейское направление. Компания планирует расширение, и речь идет не просто о возвращении на прежние маршруты, а о переосмыслении подхода к европейскому рынку.
Тони Фернандес, CEO AirAsia, в интервью Financial Times упомянул Гэтвик как приоритетный пункт назначения. Интересно, что в списке также фигурируют «аэродромы второго плана», такие как Кёльн, Глазго, Манчестер и Дублин. Восточная Европа, по-видимому, тоже входит в сферу интересов AirAsia.
В прошлом AirAsia X, дочерняя компания, специализирующаяся на дальних рейсах, уже выполняла полеты в Лондон и Париж. Однако классическая лоукост-модель на длинных дистанциях оказалась нерентабельной, и рейсы пришлось отменить.
Фернандес признаёт, что сейчас только 8% пассажиров AirAsia используют стыковки в разветвлённой сети авиакомпании. «Компании вроде нашей, как правило, работали по принципу "точка-точка»«,— говорит он. Но переход к сетевой модели, по его мнению, может оказаться "очень, очень прибыльным».
Хаб в Персидском заливе — ключ к Европе?
Вместо возобновления прямых рейсов из Куала-Лумпура AirAsia планирует проложить путь в Европу через региональный хаб в одном из государств Персидского залива. На недавнем авиасалоне в Париже Фернандес обсуждал этот вопрос с несколькими потенциальными партнерами. Такой подход позволит оптимизировать загрузку рейсов и повысить эффективность.
Ryanair-стратегия: фокус на перспективные маршруты
Хотя Фернандес и допускает возможность «флагманского» маршрута в Лондон, в целом AirAsia намерена придерживаться «Ryanair-стратегии» при выборе направлений. Это означает, что компания будет фокусироваться на менее популярных, но потенциально прибыльных маршрутах.
Обновление флота
AirAsia активно работает над обновлением и расширением флота. Ведутся переговоры с Airbus о закупке до 100 самолётов A220. В ожидании также находятся 358 A321neo и 15 A330–900. В период кризиса поставки Airbus были приостановлены, но теперь авиакомпания готова к новым полетам.
Планы AirAsia выглядят амбициозно и продуманно. Создание хаба в Персидском заливе, ставка на «второстепенные» европейские города и обновление флота — все это говорит о серьезных намерениях авиакомпании вернуться на европейский рынок и занять на нём достойное место.