Немецкое небо без просвета: авианалог остается неподъемным
Немецкие авиалинии в налоговом тупике: правительство не планирует снижать сбор на авиабилеты, что усложняет конкуренцию с другими странами ЕС.
БЕРЛИН — Надежды авиационной отрасли Германии на послабления не оправдались. Федеральное правительство пока не планирует снижать авиационный сбор, взимаемый с каждого авиабилета. «В настоящий момент в федеральном бюджете нет возможностей для маневров», — сообщает Deutsche Presse-Agentur со ссылкой на источники в правительстве.
По итогам заседания коалиционного комитета в начале июля снижение авиационного налога не вошло в число приоритетных налоговых мер, по которым было достигнуто соглашение о скорейшей реализации.
Проект бюджета на 2026 год должен быть утвержден кабинетом министров сегодня. Согласно проекту, в следующем году поступления от авиационного сбора ожидаются на уровне 2,07 миллиарда евро, а на 2025 год запланировано 2,05 миллиарда. После утверждения кабинетом министров вопрос перейдет на рассмотрение в Бундестаг (Bundestag).
В мае 2024 года авиационный сбор был значительно повышен, что потенциально увеличивает стоимость пассажирских авиаперелетов из немецких аэропортов. Авиакомпании, такие как Ryanair, ссылаясь на высокие затраты, связанные с базированием в Германии, отменили ряд рейсов из немецких аэропортов. Подобная ситуация знакома и российским перевозчикам, сталкивающимся с высокими аэропортовыми сборами в некоторых региональных аэропортах, что влияет на ценообразование билетов.
Игра на выживание: где искать «резервы»?
В правительственных кругах, говоря о возможности снижения налога на билеты, отметили, что потенциальным источником финансирования могло бы стать сокращение необходимых средств в индивидуальных планах министерств транспорта, экономики и энергетики.
Отмена повышения авиационного налога в течение этого законодательного периода привела бы к ежегодным потерям налоговых поступлений в размере нескольких сотен миллионов евро. Также было отмечено, что основными статьями расходов для авиакомпаний являются аэропортовые сборы, за которые концептуально отвечают министерства транспорта и внутренних дел. Этот аргумент перекликается с дискуссиями о поддержке авиационной отрасли в России, где также активно обсуждается вопрос регулирования аэропортовых сборов для стимулирования региональных перевозок.
Заявления остаются заявлениями
В своем коалиционном соглашении партии ХДС (CDU), ХСС (CSU) и СДПГ (SPD) пишут: «Мы намерены снизить налоги, сборы и пошлины, специфичные для авиаперевозок, и отменить повышение авиационного налога». Однако все меры, предусмотренные соглашением, подлежат финансовой оценке.
Отраслевые ассоциации давно призывают к отмене повышения авиационного налога, а также к дальнейшим послаблениям в отношении затрат, связанных с базированием в Германии. Согласно экспертному заключению, представленному в марте по заказу Министерства транспорта Германии, значительно более высокие затраты, связанные с базированием в Германии (по сравнению с другими европейскими странами), такие как налог на билеты, сдерживают развитие немецкого воздушного транспорта.
В период с 2019 по 2024 год затраты, связанные с базированием в Германии, выросли значительно больше, чем в среднем по Европе. После спада, вызванного пандемией коронавируса, пассажиропоток в Германии восстанавливался относительно медленно. Российская авиационная отрасль также столкнулась с серьёзными вызовами в последние годы, требующими нестандартных решений и мер поддержки.
Выводы
Несмотря на заявления о поддержке авиационной отрасли, немецкое правительство пока не готово пойти на уступки в вопросе авиационного сбора. Это ставит немецкие авиакомпании в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из других стран ЕС и создает дополнительные препятствия для восстановления авиаперевозок после пандемии. Сумеют ли немецкие авиаторы добиться пересмотра решения — покажет время. Опыт Германии в этой области может быть полезен и для России, где вопросы налогового регулирования авиационной отрасли также остаются актуальными.