Epic E1000 AX: Пошатнет ли он трон Cirrus?
Новый Epic E1000 AX готов побороться за лидерство, предлагая впечатляющую авионику, включая автопосадку, что может стать решающим фактором для пилотов.
В сегменте высокопроизводительных одномоторных самолетов компания Cirrus давно является лидером. Модели SR22T и Vision Jet установили стандарты в личной и бизнес-авиации. Однако в апреле этого года на выставке Sun 'n Fun во Флориде компания Epic Aircraft представила Epic E1000 AX, вызвавший большой интерес.
Этот турбовинтовой самолет отличается элегантным дизайном из углеродного волокна, современной авионикой и пакетом из 25 новых функций. Судя по заявленным характеристикам, E1000 AX намерен побороться за лидерство с Cirrus.
Так ли это? Давайте разбираться.
Летные данные, которые впечатляют
Сердцем Epic E1000 AX является двигатель Pratt & Whitney PT6−67A мощностью 1200 лошадиных сил. Максимальная крейсерская скорость составляет 333 узла (KTAS), скороподъемность — 4000 футов в минуту, а максимальный эшелон — 34 000 футов. Дальность полета в 1560 морских миль при полной загрузке (1177 фунтов пассажиров и багажа) позволяет совершать перелеты через всю страну. По сравнению с предыдущей моделью E1000 (GX), E1000 AX предлагает на 50 фунтов больше полезной нагрузки, которая теперь составляет 2956 фунтов, и емкость топливных баков в 264 галлона.
Разбег при взлете составляет 2254 фута, пробег при посадке — 2399 фута, а скорость сваливания — 68 узлов (KIAS). Длина самолета — 35 футов 10 дюймов, высота — 12 футов 6 дюймов, размах крыльев — 43 фута. В 15-футовой кабине комфортно размещаются шесть пассажиров.
Одной из главных особенностей E1000 AX является конструкция из углеродного волокна. В отличие от традиционных металлических самолетов, здесь используется меньше деталей, что упрощает производство и снижает эксплуатационные расходы. Это может дать Epic ценовое преимущество. По данным AOPA, стартовая цена на E1000 AX составит 4,7 миллиона долларов и вырастет до 4,85 миллиона долларов с учетом индивидуальной комплектации. Для сравнения, новый Cirrus SF50 Vision Jet стоит около 3 миллионов долларов.
Cirrus также использует композитные материалы, что позволяет им оставаться конкурентоспособными по цене. Но подход E1000 AX может привлечь покупателей, которые ищут эффективность без ущерба для прочности.
Авионика и безопасность: на шаг впереди?
Epic E1000 AX оснащен комплексом авионики Garmin G1000 NXi с синтетическим зрением, GPS, информацией о трафике, погоде, рельефе местности и мониторингом двигателя. Среди 25 новых функций — Garmin Autothrottle и Autoland.
Autothrottle управляет мощностью двигателя от взлета до посадки, автоматически подстраивая параметры и защищая двигатель от таких проблем, как падение тяги, превышение крутящего момента или перегрев. Он даже реагирует на превышение или падение скорости, а также на отказ двигателя, учитывая положение закрылков и шасси. Эти автоматические реакции могут снизить нагрузку на пилота, особенно в длительных полетах. Авионика Cirrus Perspective+ также предлагает продвинутую автоматизацию.
Garmin Autoland — это инновационная система, которую пассажиры могут активировать нажатием одной кнопки, если пилот недееспособен. Система также может включиться автоматически, если никто не предпринимает никаких действий. Autoland выбирает лучший аэропорт для посадки, исходя из длины взлетно-посадочной полосы, дальности полета, расстояния и погоды, затем обходит препятствия, связывается с авиадиспетчером, приземляет самолет и выключает двигатель.
Autoland — это функция безопасности, полагающаяся на сложную автоматизацию и наличие подходящей взлетно-посадочной полосы. Альтернативным решением является система CAPS (Cirrus Airframe Parachute System), которая в случае чрезвычайной ситуации выпускает парашют, мягко опускающий весь самолет на землю. Обе системы направлены на спасение жизней, но рассчитаны на разные сценарии.
Другие особенности Epic E1000 AX:
- Автоматический демпфер рыскания: Включается после взлета и перед посадкой для более плавной координации руля направления.
- Электронный стояночный тормоз: Предотвращает движение на земле и упрощает операции.
- Стекла CoolView: Блокируют более 73% инфракрасного тепла и УФ-лучей, улучшая комфорт и видимость для экипажа и пассажиров.
- GDL 60 Datalink с технологией PlaneSync: Автоматизирует обновление баз данных и позволяет удаленно контролировать самолет.
- Радиовысотомер GRA 5500: Повышает осведомленность об уровне над землей.
- 3D SafeTaxi & Taxiway Routing: Улучшает навигацию по земле.
- Метеорологический радар GWX 8000 StormOptix: Предоставляет данные о грозах в реальном времени.
- Литий-ионные аккумуляторы True Blue Power: Обеспечивают длительный срок службы и снижают затраты на обслуживание, а также снижают общий вес самолета.
Эти функции делают E1000 AX технологически продвинутым самолетом. Тем не менее, авионику Cirrus также нельзя сбрасывать со счетов, поскольку такие функции, как Envelope Protection и интегрированные метеорологические системы, выделяют Cirrus.
Комфорт и практичность в салоне
Epic E1000 AX предлагает просторную 15-футовую кабину и широкое ветровое стекло с технологией CoolView, которые улучшают видимость и поддерживают комфортную температуру, блокируя тепло и УФ-лучи. С полной топливной загрузкой 1150 фунтов и полезной нагрузкой 2956 фунтов, он практичен для перевозки пассажиров и багажа в дальних поездках. Наличие Starlink Internet — еще одно преимущество.
Cirrus известен своими роскошными, автомобильными интерьерами и удобными для пилотов кабинами. E1000 AX стремится к той же атмосфере. Его конструкция из углеродного волокна и эффективные батареи могут снизить затраты на обслуживание. Оба самолета отдают приоритет комфорту, но более высокий потолок в кабине и доступ в Интернет могут повлиять на выбор пилотов, ценящих эти дополнения.
Epic укрепляет свои позиции на рынке авиации общего назначения
Компания Epic Aircraft, базирующаяся в Бенде, штат Орегон, основанная в 2004 году под руководством генерального директора Дуга Кинга, неуклонно продвигается вверх по авиационной лестнице. Все началось с экспериментального Epic LT в 2004 году, за которым последовал E1000 в 2019 году и сертифицированный FAA E1000 GX в 2021 году. Epic E1000 AX, находящийся сейчас на заключительной стадии сертификации, основан на этом наследии. Epic делает ставку на эту модель, чтобы конкурировать с такими лидерами отрасли, как Cirrus, Cessna, Honda, Piper, Pilatus, Beechcraft и другие.
Сможет ли E1000 AX действительно бросить вызов Cirrus?
У Epic E1000 AX есть все необходимое, чтобы конкурировать с Cirrus. Он соответствует или превосходит Cirrus в нескольких ключевых областях, включая более высокую крейсерскую скорость, более высокую скороподъемность и сопоставимую дальность полета. Его конструкция из углеродного волокна может предложить ценовые преимущества.
Комплекс авионики находится на уровне самых современных разработок и включает в себя Autothrottle и Autoland, хотя проверенные системы Cirrus и парашют CAPS остаются высокой планкой. Просторная кабина E1000 AX, подключение к Интернету и удобные для пилотов функции делают его привлекательным. Хотя цена на E1000 AX начинается с 4,7 миллиона долларов, трудно оценить его реальную ценность, не зная фактических эксплуатационных расходов.
Cirrus завоевал лояльную аудиторию благодаря сочетанию производительности, безопасности и роскоши, но E1000 AX предлагает свежий взгляд на вещи. Его автономная система посадки является футуристической функцией, хотя и не проверена в реальных чрезвычайных ситуациях по сравнению с CAPS (Cirrus Airframe Parachute System). Упор Epic на эффективность и современные технологии может привлечь покупателей, но с устоявшейся репутацией и дилерской сетью Cirrus трудно тягаться. Epic E1000 AX — достойная альтернатива, но сможет ли он действительно бросить вызов Cirrus, зависит от того, как он покажет себя в руках пилотов и как Epic позиционирует его на рынке.
Стоит следить за процессом финальной сертификации, а тем, кто находится в регионах, где пройдет демонстрационный тур, рекомендуется присмотреться к этой машине повнимательнее и, возможно, даже совершить ознакомительный полет.