F-35: «Невидимая» угроза здоровью пилотов становится явной
Новейший F-35A вызывает серьёзную тревогу: исследование выявило, что боли в шее и спине мучают большинство пилотов, снижая эффективность работы.
F-35 от Lockheed Martin — это, безусловно, передовая машина. Напичканный технологиями самолет-невидимка — мечта любого воздушного флота. Но, как оказалось, даже в самых современных самолётах есть своя «зона турбулентности». И речь идёт не о погоде за бортом, а об эргономике кабины и, как следствие, о здоровье пилотов.
В Нидерландах F-35A заступил на боевое дежурство, сменив заслуженные F-16. Мощность увеличилась, это факт. Однако, согласно последним исследованиям, за эту мощность приходится расплачиваться здоровьем пилотов. Это уже не просто вопрос комфорта, а серьезная угроза безопасности.
Исследование Центра авиационной медицины Нидерландов
«Centrum voor Mens en Luchtvaart» (CML) — Центр авиационной медицины, подчиненный Министерству обороны Нидерландов,— провел опрос среди 61 пилота F-35A. Пилотам задали вопрос об их впечатлениях от «рабочего места». Результаты оказались неожиданными: почти все пилоты испытывают боли в шее и спине.
В гражданской авиации настройка кресла — вопрос комфорта, особенно при длительных перелетах. В истребителе же это вопрос выживания.
В исследовании участвовали пилоты в среднем 36 лет, с налетом около 1900 часов. Казалось бы, опытные летчики. Но статистика показывает: если во времена F-16 на боли в спине жаловались всего 8% пилотов, то за штурвалом F-35A эта цифра выросла до 46%. Боли в шее беспокоят 51% пилотов по сравнению с 38% на F-16.
Ухудшение летных характеристик
Самое тревожное, что 83% пилотов признались, что боли негативно влияют на их летные характеристики, а 38% считают это серьезным риском для безопасности полетов. Представьте себе ситуацию, когда пилот идет на перехват или выполняет сложные маневры, испытывая при этом сильную боль в шее. Это как минимум отвлекает, а как максимум — может привести к трагедии.
Причины дискомфорта
В чем же причина? Исследователи из CML называют «высокие перегрузки в неудобном положении» и «тяжелое оборудование на голове и шее». Угол наклона кресла в F-35A более вертикальный, чем в F-16. Плюс, специфический шлем с нашлемной системой целеуказания. Все это в сочетании с перегрузками негативно сказывается на здоровье пилотов.
Хотя средний рост в Нидерландах один из самых высоких в мире, проблема, скорее всего, глубже.
Необходимость принятия мер
Авторы исследования призывают не замалчивать проблему и настаивают на необходимости «целенаправленных мер для предотвращения травм, повышения эффективности и улучшения боеготовности». Конкретные меры пока не определены. Очевидно, что безопасность пилотов — это приоритет, и если для этого потребуется пересмотреть эргономику F-35A, то необходимо это сделать.