FCAS: Битва за штурвал европейского истребителя будущего
амбиции столкнулись с реальностью: в проекте европейского истребителя FCAS возникли серьезные разногласия, и Dassault грозит выходом из программы, требуя лидерства.
Приветствую, коллеги и любители неба! С вами снова я, ваш «летающий обозреватель», и сегодня мы поговорим о проекте, который должен был стать гордостью европейской авиации — истребителе будущего FCAS (Future Combat Air System). Но, как это часто бывает, даже самые амбициозные планы могут попасть в зону сильной турбулентности.
Итак, что такое FCAS? Представьте себе сложную систему, включающую пилотируемые самолеты, беспилотники и передовые системы управления боем. Европа планирует создать один из самых технологически продвинутых комплексов воздушной обороны в мире, который к 2040 году должен быть готов к бою. Амбициозный «чек-лист». Но, похоже, перед взлетом возникли серьезные разногласия.
Главные игроки этого авиационного «триллера» — концерны Airbus, Dassault Aviation и испанская Indra. Airbus, вроде бы, должен задавать тон, но Dassault, разработчик легендарного Rafale, с этим категорически не согласен. И здесь начинается самое интересное.
«Я считаю, что мы должны руководить проектом», — заявил глава Dassault Эрик Траппье на Paris Air Show. — «Мы единственные, кто владеет необходимыми технологиями. Кто еще в Европе может построить что-то вроде Rafale?» Заявление довольно жесткое. И это не просто слова. Траппье пригрозил выходом из программы, если сотрудничество не улучшится. В Dassault, дескать, могут и самостоятельно «поднять в воздух» новый истребитель.
Такие заявления, мягко говоря, раздражают Airbus. По словам главы оборонного подразделения Airbus Майкла Шёлльхорна, Dassault «ворошит старые темы», что не облегчает сотрудничество. Контракты были подписаны после тщательных переговоров, но, похоже, «формула согласия» все-таки не сработала.
Тут стоит напомнить, что у Airbus давние партнерские отношения с Leonardo и BAE Systems в рамках программы Eurofighter. И эти компании сейчас активно продвигают свой альтернативный проект — GCAP (Global Combat Air Programme). Глава Airbus Гийом Фори даже предлагал объединить оба проекта. Представляете себе, какая борьба за ресурсы и влияние развернулась бы?
Но давайте вернемся к FCAS. Почему так важен вопрос лидерства? Дело в технологиях и влиянии. Кто контролирует разработку, тот и задает стандарты, определяет поставщиков и, в конечном итоге, получает наибольшую выгоду. А в таких масштабных проектах на кону стоят миллиарды евро и престиж целых стран.
Что дальше?
Удастся ли партнерам выйти из «зоны турбулентности» и включить «автопилот»? Или же FCAS продолжит трясти, рискуя вообще развалиться? Покажет время. Но одно можно сказать наверняка: европейской авиации предстоит серьезное испытание на прочность. И от того, как она его выдержит, зависит ее будущее. А нам с вами остается следить за развитием событий и держать «курс» на позитив. До новых встреч в небе!