Каи Так: Шахматная доска на краю пропасти
Каи Так: от «шахматной доски» на склоне до резкого 90-градусного разворота к полосе, и почему пилоты проходили серьезную подготовку на тренажере.
Сегодня «Авиаузел» отправляется в необычное путешествие. Мы не будем прокладывать маршрут из точки «А» в точку «Б», а отправимся во времени, чтобы вспомнить одно из самых захватывающих и опасных мест в истории авиации — аэропорт Каи Так в Гонконге.
Каи Так: Аэропорт в сердце города
Каи Так, расположенный в самом центре густонаселенного Гонконга, был известен своим нестандартным подходом к посадке. Представьте себе: горные вершины, подступающие вплотную к взлетно-посадочной полосе, и всего четыре морские мили до ближайшего горного хребта с пиками выше 600 метров. В эпоху поршневых самолетов это создавало определенные трудности, но с появлением реактивной авиации ситуация стала еще сложнее.
После Второй мировой войны Каи Так начал стремительно развиваться, превращаясь в международный аэропорт. К 1950-м годам у него уже было две взлетно-посадочные полосы: 13/31 и более короткая 07/25. Для приема крупных самолетов ВПП 13 была удлинена. Реактивные самолеты летят быстрее, в том числе и на глиссаде, а рельеф вокруг Каи Так не позволял использовать стандартный прямой заход на посадку по приборам. Даже при заходе по неточным системам безопасной высоты над препятствиями достичь не удавалось.
Каи Так расширялся, удлинял полосу (в итоге, до более чем 3300 метров), но его потенциал оставался ограниченным. Аэропорт не мог угнаться за ростом населения региона.
Инструментальная Система Захода на посадку (IGS): Рискованное решение
В 1974 году, чтобы решить проблему, была внедрена Инструментальная Система Захода на посадку (IGS). Самолет выполнял заход на посадку по приборам до специальной контрольной точки — огромной «шахматной доски», нарисованной на склоне холма. Достигнув определенного расстояния (DME) и визуально идентифицировав «шахматку», экипаж выполнял резкий разворот на 90 градусов и выходил на финальную прямую. Ночью ориентиром служили огни подхода.
Это был настоящий «рейс вслепую». Каждый пилот, прежде чем получить допуск к полетам в Каи Так, проходил серьезную подготовку на тренажере. Часто дул боковой ветер, добавляя остроты ощущений. Требовалось предельное внимание и мастерство. Видео неудачных посадок в Каи Так до сих пор можно найти в сети.
Конец эпохи: Закрытие Каи Так
К концу 1980-х стало ясно, что Каи Так устарел. Его инфраструктура и территория были слишком малы для растущего города, жизненно зависящего от авиации. Сложность захода на посадку и ограниченность территории исключали дальнейшее расширение. 6 июля 1998 года Каи Так закрыли, и вместе с ним ушла целая эпоха. 7 июля открылся новый Международный аэропорт Чхек Лап Кок, который и по сей день обслуживает Гонконг.
Каи Так продемонстрировал невероятную изобретательность и смелость инженеров и пилотов, которые смогли превратить сложнейшие условия в возможность. Память о Каи Так навсегда вписана в историю мировой авиации. Это был вызов, принятый с честью.