«Катюша» в Киркуке: небо Ближнего Востока под угрозой
После ракетного удара по аэропорту Киркука европейское агентство EASA призывает избегать воздушного пространства Ирака: как это повлияет на время и стоимость международных перелётов.
Помните фразу: «На земле спокойно, в небесах — только мы»? Так вот, над Киркуком, похоже, уже не так спокойно. Новости из Северного Ирака приходят, как из старой сводки боевых действий: ракетный удар по аэропорту, возобновление полетов после короткой задержки… В общем, полный «чек-лист» рисков для любого пилота.
Итак, что мы имеем? По данным источников в службе безопасности, две ракеты типа «Катюша» (да-да, та самая, советская классика) прилетели в военную часть аэропорта. Киркук — ключевой пункт для иракской нефтяной отрасли, туда летают Iraqi Airways и Turkish Airlines. Но это еще не вся картина.
Здесь, как говорят диспетчеры, у нас «сразу несколько бортов на одной глиссаде». Во-первых, давние конфликты между курдскими сепаратистами и иракским правительством. Во-вторых, опосредованное влияние Ирана на Ирак через поддержку различных милиций. И в-третьих…
А вот тут начинается самое интересное для нас, авиаторов и путешественников. EASA (European Union Aviation Safety Agency) после недавней эскалации между Израилем и Ираном настоятельно рекомендует избегать многих воздушных пространств на Ближнем Востоке. И особенно — полетов над Ираком.
Звучит, как будто кто-то тянет стоп-кран прямо посреди рейса. Но давайте разбираться, почему это важно.
Представьте себе ситуацию: летите вы, скажем, из Европы в Бангкок. Обычно маршрут проходит над Турцией, немного над Ираком или Ираном, дальше над Пакистаном и Индией. И вот вам говорят: «Нет, ребята, detour!» — обход. Это значит дополнительные километры, дополнительное время, дополнительный расход топлива и, в конечном счете, дополнительные затраты для авиакомпаний и, возможно, более высокие цены на билеты для пассажиров.
Но безопасность — превыше всего. Как говорят у нас, «пилотов, как и парашюты, готовят заранее». EASA не просто так выдает эти рекомендации. Они основаны на анализе рисков, разведывательных данных и консультациях с экспертами.
Помню один случай из моей практики. Летели мы из Франкфурта в Дели. Над Афганистаном получили предупреждение о возможной активности в районе нашего маршрута. Диспетчеры предложили альтернативный коридор. Мы «переложили маршрут», как говорят штурманы, и благополучно обошли опасную зону. Да, потеряли минут сорок, но зато вернулись домой к семьям.
Итак, сейчас над Ираком ситуация, мягко говоря, нестабильная. И решение EASA, хоть и доставляет хлопот, направлено на минимизацию рисков для гражданской авиации.
Что делать авиакомпаниям и пассажирам?
Тут включаем «автопилот» здравого смысла. Авиакомпании будут искать обходные пути, пассажирам стоит ожидать возможных задержек и изменений в расписании.
Главное, помните: небо — это, конечно, красиво и романтично, но безопасность всегда на первом месте. И если кто-то рекомендует обходить «зону турбулентности», лучше прислушаться. В авиации, как и в жизни, лучше перестраховаться, чем потом расхлебывать последствия «рейса вслепую».