Отстегни крыло: безумная идея, покорившая небо и космос
Идея сброса части самолета в полете: как британский истребитель, чтобы выжить, чуть не лишился крыла, а SpaceShipOne покорил космос.
«От винта!» — как говорили в старые добрые времена. А иногда, оказывалось, от винта можно было и избавиться, прямо в полёте. Сегодня поговорим о концепции, которая на первый взгляд кажется безумной, но, как оказалось, имела (и имеет) право на жизнь: сбрасываемые части самолёта. И начнём мы с машины, которая, если бы не обстоятельства, могла бы изменить ход воздушной войны над Британией, — Hillson FH.40 Hurricane.
Истребитель со сбрасываемым крылом
Представьте себе: 1940 год, в самом разгаре Битва за Британию. Люфтваффе утюжат английские аэродромы. Каждый самолёт на счету, а взлётно-посадочные полосы превращаются в решето. И тут компания F. Hills and Son Ltd (Hillson) предлагает решение: истребитель с «отстёгивающимся» верхним крылом. Да-да, вы не ослышались.
Концепция slip-wing (скользящее крыло) подразумевала, что самолёт, по сути, является бипланом, который может «сбросить» своё верхнее крыло прямо в полёте, превратившись в моноплан. В чём фишка? Бипланная конфигурация давала значительное преимущество при взлёте и наборе высоты — именно то, что нужно для работы с коротких и повреждённых полос. Дополнительное крыло создавало большую подъёмную силу, позволяя самолёту взлетать с более тяжёлым вооружением и быстрее набирать высоту.
Авиационное министерство Великобритании заинтересовалось идеей и выделило Hillson подержанный Hurricane Mk 1 для экспериментов. Идея заключалась в том, что FH.40 взлетает как биплан, набирает высоту, а затем механически сбрасывает верхнее крыло и поддерживающие стойки. Планировалось даже сбрасывать крыло над водой, чтобы избежать повреждений на земле.
После сброса крыла Hurricane превращался в моноплан. Преимущество — меньшее сопротивление воздуха и, как следствие, большая скорость. Толстое крыло позволяло спрятать шасси, что ещё больше снижало сопротивление. Однако был и нюанс: максимальная скорость FH.40 в конфигурации биплана была ниже, чем скорость сваливания в конфигурации моноплана. Другими словами, летчику нужно было быть предельно внимательным, чтобы не потерять управление после сброса крыла.
К сожалению, Hillson FH.40 Hurricane так и не пошёл в серийное производство. К 1944 году, когда испытания показали работоспособность концепции, Битва за Британию уже закончилась, и проект был закрыт.
От Bell X-1 к SpaceShipOne
Но идея сбрасываемых частей самолёта не умерла. После войны появились проекты, в которых большие самолёты несли и сбрасывали меньшие. И самый яркий пример — Bell X-1, тот самый самолёт, на котором Чак Йегер впервые преодолел звуковой барьер 14 октября 1947 года. Его, как известно, несла под фюзеляжем Boeing B-29 Superfortress.
Более современный пример — SpaceShipOne, суборбитальный корабль, разработанный Scaled Composites. Он взлетал и запускался с самолёта-носителя White Knight. После отделения SpaceShipOne включал свой ракетный двигатель и поднимался на высоту более 100 километров, а затем возвращался на Землю.
SpaceShipOne выиграл приз Ansari X-Prize — 10 миллионов долларов за первый частный космический корабль, способный поднять трёх пассажиров на высоту более 100 километров, безопасно вернуться и повторить миссию в течение двух недель. Хотя SpaceShipOne был экспериментальным аппаратом и не пошёл в серийное производство, он доказал, что частная космонавтика — это реально.
История Hillson FH.40 и SpaceShipOne показывает, что даже самые смелые идеи могут быть реализованы. Главное — не бояться экспериментировать и искать новые пути развития. А авиация, как известно, не терпит консерватизма. В конце концов, именно благодаря смелым и нестандартным решениям мы и летаем сегодня.