Condor против Lufthansa: битва за небо Германии

Condor бросает вызов Lufthansa в небе Германии: несмотря на проигранный суд, авиакомпания продолжает борьбу за выгодные условия стыковочных рейсов.

Condor борется с Lufthansa: красный самолет в центре спора о монополии в небе Германии.
Condor борется с Lufthansa: красный самолет в центре спора о монополии в небе Германии.

Немецкий авиаперевозчик Condor, несмотря на недавнее поражение в суде, намерен продолжать борьбу с Lufthansa за выгодные условия использования стыковочных рейсов. Компания настаивает на том, что крупнейший авиационный концерн Германии занимает доминирующее положение на рынке, ограничивая конкуренцию.

Глава Condor, Петер Гербер, заявил, что компания рассматривает все возможные юридические инструменты для обжалования решения Высшего земельного суда Дюссельдорфа (Oberlandesgericht Düsseldorf). Condor уверена, что Lufthansa злоупотребляет своим положением на рынке Германии.

Предметом спора является решение Федерального антимонопольного ведомства (Bundeskartellamt) от 2022 года, которое обязывало Lufthansa предоставлять пассажирам Condor, следующим транзитом через франкфуртский аэропорт (Flughafen Frankfurt am Main), льготные условия. Суд отменил это решение по формальным основаниям, выразив обеспокоенность возможной предвзятостью сотрудников ведомства. Condor, ранее являвшаяся дочерней компанией Lufthansa, теперь принадлежит британскому инвестиционному фонду Attestor и конкурирует с новой туристической авиакомпанией Lufthansa — Discover Airlines.

Вопрос о монополии: позиция Condor и Lufthansa

В Condor и Федеральном антимонопольном ведомстве убеждены, что право на особые условия для транзитных пассажиров обусловлено доминирующим положением Lufthansa на рынке. Однако суд, по словам Петера Гербера, не высказал своего мнения по этому ключевому вопросу: «Существует ли доминирующий игрок, ограничивающий конкуренцию? Этот вопрос остается открытым». В Lufthansa, напротив, считают, что вопрос о доминировании и злоупотреблении рыночным положением со стороны концерна, поднятый антимонопольным ведомством, утратил актуальность.

Lufthansa прекратила предоставление услуг стыковки пассажиров Condor на прежних условиях еще в 2020 году, а к концу 2024 года полностью отказалась от них. Теперь Condor не имеет возможности в прежнем объеме использовать посадочные места на рейсах Lufthansa. Пассажиры Condor обслуживаются Lufthansa только на основе стандартных международных интерлайн-соглашений. По словам Петера Гербера, в результате доля пассажиров Condor, добирающихся до транзитного узла на коротких рейсах Lufthansa, сократилась с 20% до всего лишь 5%.

В ответ на сложившуюся ситуацию, Condor была вынуждена отменить некоторые рейсы в Северную Америку, например, в Миннеаполис, Эдмонтон и Финикс, а также расширить собственную сеть стыковочных рейсов во Франкфурт. Однако, по словам Петера Гербера, возможности для этого ограничены нехваткой слотов для взлета и посадки в крупнейшем аэропорту Германии. Lufthansa, в свою очередь, утверждает, что Condor не обязательно полагаться на сеть Lufthansa. Появление внутренних рейсов в расписании Condor, по мнению руководства Lufthansa, является положительным фактором для пассажиров.

Экономические последствия для Condor

Ограниченная сеть стыковочных рейсов делает невозможным заполнение некоторых дальнемагистральных рейсов, подчеркивает Петер Гербер. «Мы вынуждены отказываться от всего, что требует широкой сети». Это приводит к экономическим потерям. «Мы можем работать и без этого, но это экономически невыгодно», — говорит глава Condor. В то время как Condor расширяет свою сеть стыковочных рейсов с девяти до двенадцати европейских направлений в зимний период, Lufthansa доставляет пассажиров во Франкфурт более чем из 300 аэропортов. Будучи единственным отечественным конкурентом на дальнемагистральных направлениях, Condor считает, что имеет право на использование этой сети.

В сложившейся ситуации Condor, участвовавшая в судебном процессе в качестве третьей стороны, имеет право самостоятельно подать апелляцию в Федеральный верховный суд (Bundesgerichtshof) и повторно обратиться в Федеральное антимонопольное ведомство. Ситуация напоминает попытки региональных авиакомпаний в России, таких как «Аврора» или «Якутия», конкурировать с «Аэрофлотом» в условиях доминирования последнего на рынке внутренних авиаперевозок.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,