F-35: Ледяная вода убила «Молнию» в небе Аляски
«Ледяная вода стала причиной крушения F-35A на Аляске: роковой сбой гидравлики из-за замерзшей воды, вызвавший переход в „наземный режим“ в воздухе.»
В начале года социальные сети облетело видео крушения истребителя F-35A Lightning II (Локхид Мартин F-35 «Молния» II) на Аляске. Официальное расследование установило причину аварии: загрязнение гидравлической жидкости, используемой для работы шасси, водой. Это привело к цепи роковых событий.
28 января неподалеку от авиабазы Эйлсон (Eielson Air Force Base), расположенной в 30 километрах к юго-востоку от города Фэрбенкс (Fairbanks), произошла авария. Видео зафиксировало неконтролируемое снижение истребителя, выпущенного в рамках программы F-35A и принадлежащего 355-й истребительной эскадрилье, с выпущенным шасси.
Пилот успешно катапультировался и отделался легкими травмами. Однако самолет, выполнявший тренировочный полет, был полностью уничтожен при ударе о землю. Ущерб оценивается в 196,5 миллионов долларов.
ВВС США опубликовали официальный отчет об аварии, раскрывающий детали инцидента.
Причина крушения: замерзшая вода в гидравлике
Согласно отчету, причиной стало загрязнение гидравлической жидкости водой. В условиях суровых аляскинских зимних температур вода замерзла, что привело к блокировке механизма уборки носовой стойки шасси. После взлета стойка не смогла полностью убраться, зафиксировавшись под углом в 17 градусов.
Безопасная посадка в таком состоянии была невозможна. Пилот, следуя инструкциям, прорабатывал варианты решения проблемы и консультировался с техническими специалистами компании Lockheed Martin (Локхид Мартин) в течение 50 минут.
Были предприняты две попытки захода на посадку с уходом на второй круг, в надежде освободить носовую стойку шасси. Но усилия оказались тщетны. Во время этих маневров произошло обледенение стоек основного шасси, вызвавшее цепную реакцию.
Переход в «наземный режим» в воздухе
Из-за обледенения амортизаторы основного шасси не полностью разжались. Датчики веса, установленные на колесах, ошибочно определили, что самолет находится на земле. Бортовой компьютер автоматически перевел систему управления полетом в «наземный режим».
Поскольку F-35A оставался в воздухе, он потерял управление. Пилоту оставалось только катапультироваться.
Последствия и выводы
Расследование показало, что бочка с гидравлической жидкостью, использовавшаяся для обслуживания самолета, была примерно на треть заполнена водой. Отчет также выявил недостатки в хранении и управлении запасами гидравлической жидкости в подразделении.
Этот инцидент подчеркивает важность строгого контроля качества авиационных жидкостей, особенно в условиях экстремальных температур. Подобные случаи напоминают о важности разработки и использования морозостойких гидравлических систем. Несмотря на это, необходимо отметить, что и российская техника не застрахована от ошибок, связанных с человеческим фактором. Этот случай служит напоминанием о том, что даже самые современные и дорогостоящие самолеты уязвимы перед обычной водой и нарушением инструкций.