Lufthansa захватывает небо: централизация, перемены и последствия
Lufthansa меняет правила игры в Европе: эксперты предсказывают влияние централизации на Swiss и возможные последствия для цен на авиабилеты.
Во Франкфурте назревают перемены, которые могут кардинально изменить ландшафт европейской авиации. Lufthansa намерена централизовать управление ключевыми аспектами деятельности своих дочерних компаний: от стратегий формирования флота и маршрутной сети до ценообразования и продаж. Иными словами, Lufthansa Airlines, Swiss, Austrian Airlines и Brussels Airlines теперь будут управляться централизованно из штаб-квартиры во Франкфурте.
По данным немецкого издания «Handelsblatt», к 2026 году планируется создать четыре так называемых «Group Function Boards» (функциональные группы), которые будут отвечать за аэропортовые хабы, а также за технологические, кадровые и финансовые вопросы. Все решения будут приниматься непосредственно советом директоров концерна во главе с генеральным директором Lufthansa Group Карстеном Шпором в Aviation Center во Франкфурте.
Реакция на централизацию
Этот шаг вызвал неоднозначную реакцию, особенно в Швейцарии. Местные СМИ отмечают, что Swiss, будучи одной из самых прибыльных «дочек» Lufthansa, традиционно пользовалась большей автономией, чем другие подразделения концерна. «Swiss расплачивается за ошибки Lufthansa», — так описывает общественное мнение влиятельная «Neue Zürcher Zeitung». А эксперты в авиационной сфере в бульварной газете «Blick» и вовсе говорят о «драматичной германизации» Swiss.
Действительно, более высокие цены на билеты Swiss частично отражают покупательную способность населения Швейцарии. Однако, как отметил новый глава Swiss Йенс Ферлингер в интервью «SRF», высокие тарифы — не единственная причина, позволившая компании получить прибыль в размере 684 миллиона швейцарских франков в прошлом году. Swiss эффективно распределяет свои мощности на наиболее прибыльные направления, одновременно обеспечивая швейцарскому бизнесу доступ к глобальной сети Lufthansa, включая маршруты с меньшей прибыльностью, чем, например, Цюрих — Нью-Йорк или Цюрих — Майами.
Централизация в действии: примеры Lufthansa Group
Впрочем, централизация управления уже имеет место в определенных аспектах деятельности Lufthansa Group. Так, компания активно использует практику «мокрого лизинга» (wet lease), когда самолет арендуется вместе с экипажем, техническим обслуживанием и страховкой. Lufthansa централизованно ведет переговоры по wet lease контрактам, например, с Air Baltic, а затем распределяет воздушные суда между своими дочерними компаниями. Это позволяет концерну более гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Такой подход знаком и российским авиакомпаниям, особенно в период пикового спроса в летние месяцы.
Еще один пример — ITA Airways. На данный момент Lufthansa владеет лишь 41% акций итальянской авиакомпании, но имеет опцион на приобретение контрольного пакета. Интеграция ITA Airways, и, соответственно, пятого хаба Lufthansa Group — Рима, также осуществляется централизованно. Для решения этой задачи из Austrian Airlines был привлечен топ-менеджер Михаэль Трестль, чей офис находится во Франкфурте, а не в Риме.
Подобный подход может быть использован и в будущем. Lufthansa рассматривает возможность приобретения TAP Air Portugal. Централизованное управление во Франкфурте, безусловно, облегчило бы интеграцию лиссабонского аэропорта в качестве шестого межконтинентального узла.
Цели и перспективы централизации
Стратегия централизации направлена на повышение эффективности и прибыльности всей Lufthansa Group. По словам генерального директора Карстена Шпора, 40% транзитных пассажиров используют «более двух брендов» из портфеля Lufthansa на своих рейсах. Это означает, что оптимизация маршрутной сети и координация действий между дочерними компаниями имеет огромный потенциал для повышения общей эффективности. Наблюдатели отмечают, что в долгосрочной перспективе данная стратегия может оказать влияние и на авиаперевозки в аэропортах Москвы (Шереметьево, Домодедово, Внуково), предлагая более согласованные стыковки для пассажиров, путешествующих через Европу.
Окончательное решение о новой организационной структуре Lufthansa Group ожидается в сентябре. Остается только дождаться и увидеть, как это отразится на пассажирах, авиакомпаниях и в целом на европейском авиационном рынке.