«Роза Ветров»: полёт выживания в израильском небе
«Роза Ветров» нашла способ выжить: украинский Airbus A319 выполняет рейсы в Израиле по заказу местной Israir из-за ухода европейских компаний.
Украинская авиакомпания «Роза Ветров» (Windrose), известная многим российским туристам по чартерным рейсам в Турцию и Египет, предприняла необычный шаг для поддержания деятельности в условиях закрытого украинского неба. Авиакомпания пополнила свой флот самолётом Airbus A319 и разместила его на базе в Тель-Авиве. Лайнер, получивший украинскую регистрацию UR-WRY, был выпущен в 2002 году и до недавнего времени, до 2024 года, эксплуатировался в Италии.
Эта сделка напоминает собранный конструктор: фюзеляж был предоставлен литовской компанией AviaAM Leasing, а двигатели — австралийской Smartlynx Australia. В результате «Роза Ветров» получила самолёт в рамках договора сухого лизинга на крайне короткий, по меркам авиационной индустрии, срок — до конца 2025 года. Обычно подобные соглашения заключаются на несколько лет, а не на месяцы, что позволяет рассматривать эту сделку скорее как тактическое решение, нежели как долгосрочную инвестицию.
Почему именно Израиль?
По данным популярных онлайн-радаров, например Flightradar24, украинский Airbus A319 ежедневно выполняет рейсы из аэропорта им. Бен-Гуриона (Ben Gurion Airport) в Тель-Авиве по заказу израильской авиакомпании Israir. Такая ситуация сложилась на фоне ухода многих европейских авиаперевозчиков с израильского рынка из-за соображений безопасности.
Фактически «Роза Ветров» использует сложившуюся ситуацию в Израиле, где спрос на авиаперевозки временно превышает предложение, как возможность для «временной подработки». В условиях неопределенности, связанной с будущим украинского авиационного рынка, такой подход вполне оправдан.
Стратегия выживания: работа там, где есть спрос
В настоящее время флот «Розы Ветров» состоит всего из двух самолётов: Embraer E190 (UR-EMA) и Airbus A319 (UR-WRY). Если Airbus работает на израильском направлении, то Embraer UR-EMA выполняет рейсы в Черногории по контракту с Air Montenegro. Большая часть флота, который компания использовала в мирное время, остаётся заблокированной на территории Украины.
До февраля 2022 года «Роза Ветров» в основном специализировалась на чартерных рейсах из различных городов Украины на популярные зарубежные курорты, а также на внутренних регулярных авиалиниях, соединяя, например, Киев с такими городами, как Одесса или Львов.
После начала конфликта «Роза Ветров» была вынуждена переориентироваться на выполнение рейсов по контрактам с другими авиакомпаниями. Такая модель «работа там, где есть спрос» позволяет авиакомпании выживать и зарабатывать средства в условиях, когда авиационный рынок Украины остаётся закрытым уже более трех лет. Похожий подход используют и некоторые российские авиакомпании, сдавая свои самолёты в аренду, например, в страны Африки или Азии, что позволяет им получать доход в условиях санкционных ограничений.
Подводя итог, можно сказать, что «Роза Ветров» демонстрирует гибкость и адаптивность, необходимые для выживания в сложных обстоятельствах. Краткосрочная аренда и «командировка» самолёта в Израиль — это не долгосрочная стратегия, но эффективный тактический ход, позволяющий украинской авиакомпании сохранить свою деятельность и подготовиться к возможному возобновлению работы на внутреннем рынке. Будем надеяться, что это произойдет в ближайшем будущем.