Сабиха Гёкчен: взлет от альтернативы до ключевого хаба
Сабиха Гёкчен: турецкая история успеха, как небольшой аэропорт стал востребованным хабом и домом для лоукостеров, благодаря второй взлетно-посадочной полосе.
Масштаб второго по величине аэропорта Стамбула — Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen) — можно оценить лишь с высоты птичьего полета. Расположенный в азиатской части мегаполиса, он представляет собой сложный логистический комплекс, где терминалы, рулежные дорожки и перроны образуют единую, слаженно работающую систему.
Аэропорт назван в честь Сабихи Гёкчен, приемной дочери Мустафы Кемаля Ататюрка и первой в Турции женщины-пилота. Это не просто дань уважения исторической личности, а символ преемственности поколений, связующая нить между национальной памятью и современным развитием авиации. Имя Сабихи Гёкчен олицетворяет первые шаги турецкой авиации и важную роль женщин в этой истории. Подход, когда аэропорту присваивают имя выдающегося пилота, используется и в России, например, международный аэропорт Шереметьево (SVO) носит имя А. С. Пушкина.
Молодой аэропорт, ставший крупным логистическим узлом
Сабиха Гёкчен — относительно молодой аэропорт. Он был открыт в 2001 году в качестве альтернативы загруженному европейскому аэропорту Стамбула. Первоначально пропускная способность комплекса была рассчитана на 3,5 миллиона пассажиров в год, однако спрос на перелеты рос очень быстро. Уже в 2008 году терминалы работали на пределе возможностей.
В 2009 году, благодаря привлечению частных инвестиций, аэропорт открыл новый современный терминал, рассчитанный на обслуживание до 25 миллионов пассажиров в год. Он объединил внутренние и международные рейсы под одной крышей, значительно упростив пересадки между различными направлениями. Подобный подход к модернизации инфраструктуры знаком и российским аэропортам, активно привлекающим частные инвестиции для расширения и улучшения сервиса, как, например, в аэропортах Московского авиационного узла.
С ростом пассажиропотока аэропорт продолжил активно расширяться. К новому терминалу была добавлена галерея вылета, ведется интеграция старого, ныне неиспользуемого международного терминала, в новый аэровокзальный комплекс. Это позволит увеличить площадь зоны вылета и повысить комфорт пассажиров.
В конце 2023 года аэропорт Сабихи Гёкчен ввел в эксплуатацию вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП). Она расположена параллельно первой ВПП на расстоянии чуть более километра от нее. Такое расположение не только вдвое увеличивает пропускную способность аэродрома, но и обеспечивает дополнительную надежность: в случае блокировки основной ВПП аэропорт сможет продолжать прием и отправку рейсов. Наличие двух ВПП — важный фактор для обеспечения бесперебойной работы аэропорта, особенно в условиях растущего пассажиропотока, как это видно на примере московского аэропорта Домодедово (DME).
Дом для лоукостеров
Сегодня аэропорт Сабихи Гёкчен является базой для крупнейшего турецкого лоукостера Pegasus Airlines и популярной альтернативой новому аэропорту Стамбула для бюджетных и чартерных авиаперевозчиков.
Относительно компактный перрон и близкое расположение ВПП к терминалу позволяют авиакомпаниям сократить время между прилетом и вылетом воздушного судна. Это особенно важно для лоукостеров, стремящихся максимально оптимизировать операционные расходы. Подобная оптимизация важна и для российских авиакомпаний, таких как «Победа», стремящихся к снижению стоимости перелетов для пассажиров.
По итогам 2024 года аэропорт Сабихи Гёкчен обслужил почти 41 миллион пассажиров, и спрос на авиаперевозки через этот аэропорт продолжает расти.
Таким образом, аэропорт Сабихи Гёкчен превратился из скромной альтернативы в важный транспортный узел, играющий ключевую роль в развитии авиационного сообщения в Турции и регионе в целом. Его дальнейшее развитие и модернизация будут способствовать укреплению позиций Стамбула как одного из крупнейших авиационных хабов в мире.