Starship: Десятый старт на грани безумия и гения
Десятый старт Starship: сможет ли SpaceX учесть прошлые ошибки и доказать эффективность многоразовой системы, избежав дорогостоящих взрывов и ускорив путь к Марсу.
Илон Маск не намерен отступать. Его космический проект Starship — самая большая и амбициозная ракета в истории космонавтики — готовится к десятому испытательному пуску. После девяти неудачных попыток исход предстоящего старта держит в напряжении не только команду SpaceX, но и всю мировую космическую индустрию. Ожидается, что Starship вновь поднимется в небо с космодрома в штате Техас. Впрочем, как это часто бывает с Маском, сроки могут измениться в самый последний момент.
Starship от SpaceX — это исполинская конструкция, возвышающаяся над землей больше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке. Система состоит из двух ступеней: ускорителя Super Heavy длиной около 70 метров и верхней ступени, также называемой Starship, длиной примерно 50 метров. Обе ступени разрабатываются как многоразовые, что, по задумке, должно кардинально снизить стоимость космических полетов. NASA планирует использовать Starship для доставки астронавтов на Луну, а SpaceX мечтает о покорении Марса.
Первое испытание системы состоялось в апреле 2023 года и завершилось зрелищным взрывом через несколько минут после старта. В последующих тестах верхняя ступень достигала космоса и даже совершала контролируемое приводнение в Индийском океане. Однако последние полеты не оправдали ожиданий, а в июне прототип Starship и вовсе взорвался на стартовой площадке.
Осторожный оптимизм перед юбилейным стартом
Тем не менее, в преддверии десятого пуска в отрасли царит сдержанный оптимизм. SpaceX детально проанализировала причины неудачи девятого полета и представила отчет американскому авиационному регулятору (FAA). Сейчас возлагаются большие надежды на то, что компания учла ошибки.
При этом в космическом сообществе и на специализированных конференциях периодически высказываются сомнения в фундаментальной концепции Starship. На одном из конгрессов в Вашингтоне был представлен альтернативный проект: уменьшенная версия Starship, получившая название Starboat. Звучит мнение, что для достижения поставленных целей, возможно, и не нужна такая гигантская ракета, а достаточно более компактной и прагматичной системы.
Взрывы, конечно, считаются частью процесса обучения и разработки, но они дорогостоящие и сопряжены с рисками. Цель остается прежней: создание недорогой и универсальной ракеты для полетов на Луну и Марс. Однако путь к этой цели кажется длиннее, чем представлялось изначально.
Провал? Или эффективный сбор данных?
Насколько нормально, что девять испытательных пусков прошли не по плану? В SpaceX подчеркивают, что каждый полет, даже неудачный, позволял собрать ценнейшие данные. Именно поэтому каждый запуск был оправданным.
«Сейчас мы находимся на этапе, когда можем производить новый Starship примерно каждые две-три недели», — заявил Илон Маск, выступая в Starbase (Старбазе), штат Техас, на территории которого проходят испытания и который недавно получил статус города. «В конечном итоге мы стремимся к производству 1000 Starship в год, то есть три в день».
Будучи одним из богатейших людей планеты, Маск может себе это позволить. SpaceX ведет прямые трансляции испытаний, привлекая к себе огромное внимание и обеспечивая новостные заголовки.
Малая доля неудачных запусков за последние 25 лет
Следует отметить, что не все запуски ракет в Европе проходили успешно. Например, первый коммерческий запуск ракеты Vega C в декабре 2022 года временно погрузил Европейское космическое агентство (ESA) в кризис в секторе ракет-носителей. Ракета стартовала, но вышла на неправильную траекторию и не смогла доставить спутники на орбиту. Еще более драматичным был первый пуск Ariane 5 в 1996 году, когда ракета просто взорвалась.
По данным космического аналитического центра Espi (European Space Policy Institute), с 2000 по 2025 год неудачными оказались около 4% всех ракетных стартов как в США, так и в Европе. При этом какой-либо тенденции к увеличению или уменьшению числа неудачных запусков не наблюдается.
Более агрессивная оценка рисков в SpaceX
«Сложность системы, конечно, высока», — отмечает руководитель Espi Людвиг Мёллер. По его мнению, это объясняет часть неудачных стартов. Другая часть ответа кроется в готовности к риску. SpaceX использует оценку рисков, которая является более агрессивной, чем в Европе.
За этим стоит и политическое давление — например, стремление опередить Китай в лунной гонке. К тому же у США не так много альтернатив компании Маска. Если провести аналогию с российской космонавтикой, то «Роскосмос» традиционно придерживается более консервативного подхода к оценке рисков, ставя на первое место надежность.
«То, что мы видим, не является нормальным»
«То, что происходит со Starship, вызывает вопросы», — говорит Людвиг Мёллер. Речь идет не только о предпринимательском риске, но и об угрозе для людей, окружающей среды и имиджа отрасли. «Я думаю, что в Европе уже был бы превышен болевой порог. Так продолжать было бы невозможно».
Раньше в США ситуация была не намного лучше, но с изменением курса в Белом доме наблюдается тенденция к дерегулированию.
При этом Мёллер отмечает рост готовности к риску и в Европе. Континент находится на правильном пути, но ему не стоит опасаться, что он поступает слишком опрометчиво. «Я думаю, что Европа по-прежнему имеет тенденцию быть немного более консервативной в конечном итоге».
Полеты на Марс опасны для жизни
Бывший глава Европейского космического агентства Ян Вёрнер скептически относится к планам Маска по покорению Марса. «Человек однажды полетит на Марс и, надеюсь, вернется», — говорит он. Но риски намного выше, чем при лунных миссиях.
Современные технологии требуют до двух лет времени в пути без возможности быстрого возвращения. Радиация, стресс, задержки связи и изоляция делают полеты на Марс опасными для жизни.
Вёрнер задается вопросом, чего Маск на самом деле хочет на Марсе? Просто полететь, потому что это вызов? Или всерьез переселиться на планету, которая практически непригодна для жизни? «Без атмосферы посетителям Марса придется жить в скафандрах или специальных модулях. Марс, несомненно, завораживает, но для этого есть роботы и искусственный интеллект. Они уже сегодня могут проводить исследования без риска для людей».
Вёрнер предостерегает от представления о Марсе как о месте для бегства. «У меня очень неприятное чувство по поводу того, что другие планеты рассматриваются как выход для Земли, которую мы не защищаем».
