Западное небо России: смертельно опасно до 2026 года

EASA продлила запрет до 2026 года: западное небо России остается опасным из-за риска ошибочной идентификации гражданских самолетов ПВО.

Казахстан, 2024: обломки Embraer E190 после трагической посадки. EASA продлевает запрет полётов над Западной Россией. Что привело к катастрофе?
Казахстан, 2024: обломки Embraer E190 после трагической посадки. EASA продлевает запрет полётов над Западной Россией. Что привело к катастрофе?

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) продлило рекомендацию не выполнять полеты над западной частью России до 31 января 2026 года. Причина — сохраняющиеся риски для гражданской авиации, связанные с неразделением воздушного пространства между гражданскими и военными маршрутами, а также повсеместное глушение GPS-сигналов.

Инцидент, послуживший катализатором для принятия этих мер, произошел 25 декабря 2024 года. Рейс 8243 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявшийся на Embraer E190, был обстрелян, предположительно, российскими средствами ПВО над Каспийским морем. Экипажу удалось вывести поврежденную машину из опасной зоны и совершить аварийную посадку в Казахстане. В результате трагедии погибли 38 человек, 29 пассажиров выжили.

По мнению EASA, эта катастрофа продемонстрировала «высокий риск» для гражданских рейсов в воздушном пространстве России. Представители агентства утверждают, что особую опасность представляет возможность ошибочной идентификации гражданских самолетов российской ПВО, принимающей их за беспилотники, запускаемые с территории Украины.

Рекомендации EASA: что это значит для авиакомпаний?

Для большинства европейских авиакомпаний, включая Lufthansa, Air France-KLM, это предупреждение не имеет практического значения. После введения санкций в отношении России им запрещено использовать российское воздушное пространство. Аналогичные меры действуют и в отношении российских авиакомпаний, которым закрыто небо Европы, что вынуждает их использовать более протяженные маршруты, например, через Турцию или нейтральные страны.

Кто игнорирует предупреждения?

Не все авиакомпании следуют рекомендациям EASA. Air China продолжает использовать воздушное пространство Западной России для выполнения рейсов в европейские города, такие как Франкфурт (Frankfurt), Париж-Шарль-де-Голль (Paris-CDG) и Лондон-Хитроу (London-Heathrow). Boeing 777−300ER этой авиакомпании были замечены в западном воздушном пространстве России, что вызывает обеспокоенность у европейских регуляторов.

Российский ответ: что делается для безопасности полетов?

Российские авиационные власти прилагают усилия для обеспечения безопасности полетов в своем воздушном пространстве. Разрабатываются и внедряются альтернативные системы навигации, независимые от GPS, такие как российская система ГЛОНАСС. Предпринимаются меры по координации деятельности гражданской и военной авиации, хотя этого оказывается недостаточно.

Выводы: кто рискует и зачем?

Ситуация остается сложной. Air China, используя российское воздушное пространство, получает конкурентное преимущество, сокращая время и стоимость перелетов. Россия, в свою очередь, получает плату за использование своего воздушного пространства. Однако, как показывает трагический опыт, такая экономия может быть достигнута ценой жизней пассажиров. До тех пор, пока ситуация с безопасностью полетов в российском воздушном пространстве не будет кардинально улучшена, риски для гражданской авиации будут сохраняться, и рекомендации EASA останутся в силе.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,