B-21 Рейдер ускоряет испытания: два бомбардировщика в небе
Прибытие второго B-21 знаменует важный этап: параллельные испытания систем и вооружения ускорят ввод бомбардировщика в эксплуатацию к концу десятилетия.
11 сентября на авиабазе Эдвардс (Edwards Air Force Base) в калифорнийской пустыне стало немного оживленнее. Второй B-21 «Рейдер» (B-21 Raider), вылетевший из Палмдейла, совершил посадку после, как выразилась компания «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman), «интенсивного испытательного полета». Эта фраза может показаться сухим техническим языком, но для любого, кто знаком с работой летно-испытательной эскадрильи, это весьма значимое событие.
Теперь, когда на стоянке находятся два летных прототипа, Объединенная испытательная группа 412-го испытательного авиакрыла (412th Test Wing’s Combined Test Force) наконец-то получила инструменты, позволяющие выйти за рамки проверки базовой летной годности и начать испытывать «Рейдер» на прочность, определяя истинные возможности этой машины.
Зачем нужен второй B-21?
Один самолет может продемонстрировать, как он летает. Два позволяют разделить рабочую нагрузку. Поскольку оба B-21 приписаны к 420-й летно-испытательной эскадрилье (420th Flight Squadron) на авиабазе Эдвардс, один самолет может продолжать расширять границы возможного (характеристики управляемости, режимы скорости, профили набора высоты). В то же время другой углубляется в более сложные вопросы, связанные с бортовыми системами и интеграцией вооружения.
Тем временем статический образец в Палмдейле продолжает испытываться на структурные нагрузки и проверку систем. Это классический треугольник летных испытаний: один самолет расправляет крылья, другой доказывает работоспособность электроники и вооружения, а третий принимает на себя всю тяжесть испытаний на земле.
С прибытием второго B-21 «Рейдер» наша кампания летных испытаний набирает значительный импульс.
Трой Мейнк, министр военно-воздушных сил США
Министр военно-воздушных сил США Трой Мейнк (Troy Meink) объяснил важность второго испытательного образца:
«С прибытием второго B-21 „Рейдер“ наша кампания летных испытаний набирает значительный импульс, — заявил Мейнк. — Теперь мы можем ускорить критически важные оценки бортовых систем и возможностей вооружения, напрямую поддерживая стратегическое сдерживание и боевую эффективность, предусмотренные для этого самолета».
Наращивание темпов испытательной программы
Первый B-21 прибыл на авиабазу Эдвардс в ноябре 2023 года. С тех пор он участвовал как в летных, так и в наземных испытаниях, а также в начальном серийном производстве. Второй прототип позволяет ускорить темп. Для ВВС это означает, что программа может быстрее перейти к интеграции важнейших бортовых систем. К этим системам относятся, например, датчики, системы связи и интерфейсы вооружения.
Начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Оллвин (David Allvin) объяснил, почему это критически важно для продвижения B-21 к оперативной готовности:
«Добавление второго B-21 в программу летных испытаний ускоряет путь к вводу в строй, — сказал Оллвин. — Имея больше активов в испытательной среде, мы быстрее предоставим эти возможности нашим военным».
Имея больше активов в испытательной среде, мы быстрее предоставим эти возможности нашим военным.
Генерал Дэвид Оллвин, начальник штаба ВВС США
Это ощущение скорости не случайно. Да, B-21 летает дальше и тише. Но речь идет также и о создании бомбардировщика, который может быстро адаптироваться к меняющимся угрозам. Именно здесь настоящей историей становится архитектура открытых систем «Рейдера».
Открытая архитектура и программно-определяемый бомбардировщик
С самого начала «Нортроп» и ВВС разрабатывали «Рейдер» как самолет, управляемый программным обеспечением. Его бортовые системы построены на основе открытой архитектуры, что означает возможность интеграции новых датчиков, вооружения и комплексов радиоэлектронной борьбы без полной переработки конструкции. На практике это означает, что загрузка программного обеспечения может изменить возможности самолета от вылета к вылету.
Компания «Нортроп» дала понять, что ведется разработка усовершенствованного пакета программного обеспечения для ускорения модернизации всего парка «Рейдеров». Вместо того чтобы ждать годы для крупных блочных изменений, самолет разработан для адаптации в рамках более мелких и быстрых циклов. Каждый полет на авиабазе Эдвардс теперь также является проверкой системы, доказывающей, как код, авионика и интерфейсы вооружения работают вместе в условиях эксплуатационной нагрузки. Этот принцип «программно-определяемого самолета» (software-defined aircraft) становится ключевым трендом в современной военной авиации.
Параллельные испытания выходят за рамки летных
Наличие двух «Рейдеров» также позволяет начать испытания по материально-техническому обеспечению на ранней стадии. Это не так эффектно, но каждый оператор знает, что война выигрывается в ангаре не меньше, чем в небе.
Несколько самолетов на авиабазе Эдвардс означают, что специалисты по техническому обслуживанию могут испытывать инструменты на прочность, проверять технические данные и отрабатывать подготовку самолетов к повторным вылетам. Они могут выявить узкие места в логистике и недостатки в документации по техническому обслуживанию. Эта обратная связь будет иметь решающее значение для трех основных оперативных баз — Эллсворт (Ellsworth), Уайтмен (Whiteman) и Дайс (Dyess) — где уже ведутся крупные инфраструктурные проекты.
После ввода «Рейдера» в эксплуатацию авиабаза Тинкер (Tinker Air Force Base) в Оклахоме будет отвечать за систему материально-технического обеспечения, и уроки, извлеченные на авиабазе Эдвардс, определят, как эта система будет работать на практике.
Цифры и сравнения
Примечательно (и многих это удивило) различие в размерах между B-2 и B-21. «Рейдер» меньше, чем B-2 «Спирит» (B-2 Spirit), но предназначен для большей дальности полета и меньшей эффективной площади рассеяния (ЭПР).
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 16,5 метра (54 фута)
- Размах крыльев: 40,2 метра (132 фута)
- Вес пустого: ~31 750 кг (70 000 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: ~81 650 кг (180 000 фунтов)
- Силовая установка: 2 × турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney PW9000 без форсажной камеры, ~120 кН тяги каждый (~27 000 lbf)
- Максимальная скорость: более M = 0,8
- Практический потолок: 15 240 метров (50 000 футов)
- Бомбоотсек: ~9000 кг (20 000 фунтов), общая расчетная полезная нагрузка около 13 600 кг (30 000 фунтов)
Для сравнения, размах крыльев B-2 составляет 52,4 метра (172 фута), максимальный взлетный вес — 170 800 кг (376 500 фунтов), а полезная нагрузка — 18 140 кг (40 000 фунтов). Меньшие размеры B-21 означают меньшую нагрузку за вылет, но его профиль скрытности острее, материально-техническое обеспечение проще, а стоимость единицы продукции значительно ниже: около 700 миллионов долларов против 2 миллиардов долларов за каждый B-2. ВВС планируют закупить не менее 100 «Рейдеров», что делает размер флота сам по себе формой боевой мощи.
Для справки, вот краткая информация о том, как B-21 соотносится со своими предшественниками. Цифры подчеркивают компромиссы в размере, полезной нагрузке, стоимости и живучести, которые сформировали каждый проект.
| Самолет — Первый полет — Размах крыльев — Максимальный взлетный вес — Полезная нагрузка — Стоимость единицы (прибл.) — Размер флота (действующие/запланированные) | | ----------------------- — ------------ — ------------------------ — ------------------------- — ----------------------- — -------------------------- — -------------------------------------------- | | B-21 «Рейдер» — 2023 — 40,2 метра (132 фута) — ~81 650 кг (~180 000 фунтов) — ~13 600 кг (~30 000 фунтов) — 700 млн долларов США — 100+ (запланировано) | | B-2 «Спирит» — 1989 — 52,4 метра (172 фута) — 170 800 кг (376 500 фунтов) — 18 140 кг (40 000 фунтов) — 2 млрд долларов США — 19 (действующие) | | B-52 «Стратофортресс» — 1952 — 56,4 метра (185 футов) — 221 320 кг (488 000 фунтов) — 31 750 кг (70 000 фунтов) — 84 млн долларов США (в ценах 1960-х годов; с тех пор модернизирован) — 72 (действующие) |
Примечания:
- Меньший размер B-21 означает меньшую полезную нагрузку на самолет, но гораздо меньшую ЭПР и более простое материально-техническое обеспечение.
- ВВС планируют гораздо больший парк B-21, чем когда-либо был достигнут B-2, что делает возможными массированные вылеты.
- B-52 остается непревзойденным по полезной нагрузке и выносливости, но ему не хватает скрытности; его долговечность отражает непрерывные модернизации, а не живучесть в спорном воздушном пространстве.
Подводя итог: «Рейдер» не будет перевозить столько, сколько «BUFF» (сленговое название B-52), или наносить такие тяжелые удары, как «Спирит», но он создан для того, чтобы проскальзывать мимо обороны, быстро модернизироваться и появляться в больших количествах — это то, что делает его будущим бомбардировочной авиации.
Стратегический контекст
«Рейдер» предназначен для доставки как ядерного, так и обычного оружия. Со временем он заменит B-1B «Лансер» (B-1B Lancer) и B-2 «Спирит», и даже почтенный (и пожилой, но надежный) B-52 «Стратофортресс». Очевидно, что этот переход не произойдет в одночасье. Командование глобального удара ВВС США будет поддерживать нынешнюю бомбардировочную триаду в воздухе до тех пор, пока B-21 не будет развернут в значительных количествах. Но цель ясна: к 2040 году B-21 станет основой ударной авиации дальнего действия страны.
Программа восходит к секретной инициативе 2011 года по созданию бомбардировщика дальнего действия (Long Range Strike Bomber), а формальная разработка началась в 2015 году. Первый полет состоялся 10 ноября 2023 года, и, хотя ВВС не объявили дату достижения начальной оперативной готовности, внешние оценки в настоящее время предполагают 2027 год.
ВВС представили B-21 «Рейдер» 2 декабря 2022 года во время церемонии открытия, организованной и спонсируемой корпорацией «Нортроп Грумман» на своих производственных площадках в Палмдейле, штат Калифорния.
Почему прибытие второго «Рейдера» имеет значение
Посадка второго «Рейдера» на авиабазе Эдвардс важна, поскольку сигнализирует о том, что программа переходит от осторожных первых шагов к более быстрому ритму. Летные испытатели теперь могут совершать больше вылетов и получать больше данных с меньшими задержками. Специалисты по техническому обслуживанию могут сформировать руководство по материально-техническому обеспечению задолго до начала эксплуатации в эскадрилье. Стратеги рассматривают это как доказательство того, что ВВС находятся на пути к развертыванию бомбардировщика-невидимки шестого поколения до конца десятилетия.
B-21 «Рейдер» чтит память «рейдеров Дулитла» (Doolittle Raiders) времен Второй мировой войны, которые нанесли дерзкий удар по Японии в апреле 1942 года. Название подходящее. Как и его тезка, «Рейдер» разработан для того, чтобы появляться там, где враг меньше всего этого ожидает. 11 сентября — это видение стало на шаг ближе к реальности, когда второй самолет остановился на летной линии Эдвардса, ожидая следующего раунда испытаний.