Чемодан или жизнь: FAA предупреждает об опасности багажа

FAA бьет тревогу: как новые правила и штрафы помогут заставить пассажиров оставить багаж при эвакуации ради спасения жизней.

В катастрофе уцелели, но не расстались с багажом? FAA бьёт тревогу из-за опасной привычки пассажиров.
В катастрофе уцелели, но не расстались с багажом? FAA бьёт тревогу из-за опасной привычки пассажиров.

16 сентября 2025 года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выпустило бюллетень безопасности для эксплуатантов (SAFO) 25003, призывающий авиакомпании усилить информационную работу по одной из самых актуальных проблем современных авиаперевозок: попытки пассажиров эвакуироваться с багажом.

Текст SAFO не допускает двусмысленности. Бюллетень «подчёркивает эксплуатационную и критически важную для безопасности необходимость строгого соблюдения пассажирами указаний членов экипажа во время экстренной эвакуации». Иными словами, когда самолёт охвачен огнём или заполнен дымом, чемодан на колёсиках не имеет никакого значения. Тем не менее, многочисленные инциденты показывают, что пассажиры игнорируют это указание, создавая опасные заторы и замедляя эвакуацию, когда дорога каждая секунда. Вспомним трагический случай в московском Шереметьево, когда в 2019 году SSJ-100 загорелся при посадке — даже тогда находились те, кто пытался вынести ручную кладь.

Опасность в каждой сумке: FAA предупреждает

FAA в очередной раз подчёркивает опасность извлечения личных вещей и ручной клади в аварийных ситуациях.

Пассажиры, тащащие сумки по проходам, могут блокировать выходы, спотыкаться о других и даже проткнуть эвакуационные трапы. Они задерживают всех остальных, пытающихся выбраться, увеличивая время эвакуации за пределы допустимого времени выживания. В задымлённых салонах или в условиях структурных повреждений эти задержки могут означать разницу между спасением и гибелью.

Агентство призывает авиакомпании пересмотреть свои инструкции по безопасности, обучение и объявления, чтобы убедиться, что сообщение «оставить всё позади» звучит громко и чётко. Это включает в себя стандартизированный текст в предполетных демонстрациях безопасности, более строгие инструкции для пассажиров, сидящих у аварийных выходов, и даже новые визуальные материалы в аэропортах и зонах посадки, которые доносят эту мысль до пассажиров. Возможно, скоро мы увидим в российских аэропортах, например в Домодедово или Пулково, новые плакаты на эту тему.

Рекомендации также затрагивают системы управления безопасностью, призывая операторов рассматривать это как идентифицируемую, смягчаемую и измеримую опасность. FAA выступает за скоординированный подход, от команд бортпроводников до кампаний по повышению осведомленности общественности, с использованием всего: от общепризнанных пиктограмм до сообщений о коллективной ответственности. Идея состоит в том, чтобы установить новые социальные нормы: все оставляют свои сумки.

Проблема повсеместна, и социальные сети это доказывают

Эта проблема назревала уже давно. Однако несколько громких эвакуаций в этом году показали, насколько глубоко укоренилась эта привычка.

  • Рейс Endeavor Flight 4819, CRJ-900 авиакомпании Delta Connection, перевернулся при посадке в аэропорту Торонто Пирсон (Toronto Pearson) в феврале. Двадцать один человек получил травмы, и на видеозаписях видно, как пассажиры, покидая обломки, сжимали в руках ручную кладь.
  • Рейс American Airlines Flight 1006, Boeing 737–800, загорелся после посадки в Денвере (Denver) в марте. Пассажиры скатывались по эвакуационным трапам с рюкзаками и чемоданами на колёсиках в руках.
  • Рейс American Airlines Flight 3023, Boeing 737 MAX 8, был эвакуирован в июле после возгорания шины в Денвере. Опять же, пассажиры проигнорировали инструкции и взяли свои сумки.
  • Рейс Hawaiian Airlines Flight 15, Airbus A330, эвакуировали почти 300 человек в Сан-Диего (San Diego) после угрозы взрыва в мае. Многие из них схватили багаж перед тем, как скатиться вниз.
  • Рейс Delta Air Lines Flight 1213, еще один Airbus A330, был эвакуирован в Орландо (Orlando) после возгорания двигателя. Повсюду был замечен багаж.

Это лишь самые заметные примеры, усиленные видеороликами в социальных сетях, которые в режиме реального времени показывают, насколько мало значения придаётся инструктажу по безопасности.

Будет ли достаточно более жёстких слов?

Рекомендации FAA вполне разумны, и вполне вероятно, что авиакомпании быстро обновят карточки, объявления и обучение экипажей, чтобы отразить это предупреждение. Пассажиры услышат более прямые формулировки, увидят новые визуальные материалы и, возможно, даже заметят кампании по безопасности в аэропортах. Но достаточно ли этого, чтобы остановить людей от попыток схватить свои сумки в кризисной ситуации?

Откровенно говоря, мы не уверены. Инструкции по безопасности уже говорят пассажирам оставить всё позади. Но в пылу момента инстинкт, похоже, берёт верх. Некоторые хватают свои телефоны, другие — ноутбуки или сумочки. Результат один и тот же: более медленная эвакуация и больший риск для всех.

Возможно, помогла бы угроза более серьёзных последствий. Авиакомпании могли бы рассмотреть возможность запрета на полёты для пассажиров, которые игнорируют команды экипажа во время чрезвычайных ситуаций. Регулирующие органы могли бы даже изучить вопрос о юридических наказаниях. Даже без судебного преследования перспектива потери права на полёты могла бы удержать хотя бы некоторых нарушителей.

Наша позиция: Безопасность прежде всего. Всегда.

Ясно одно: нынешняя система не работает. У бортпроводников очень требовательная работа, и они повторяют одни и те же фразы по безопасности сотни раз в неделю. Пассажиры отключаются, воспринимая инструктаж как фоновый шум. Но эти слова существуют не просто так. Объявление о том, что нужно оставить сумки,— это не filler. Это директива, которая спасает жизни. И бортпроводники российских авиакомпаний, таких как Аэрофлот или S7, также ежедневно сталкиваются с этой проблемой.

Если авиакомпании найдут способ заставить пассажиров серьёзно отнестись к этой директиве, всем нам будет безопаснее. Будь то более чёткий язык, более сильные визуальные эффекты или даже последствия за несоблюдение, что-то должно измениться. Потому что при аварийной эвакуации имеет значение только одно — люди.

Сумки могут сгореть. Людей заменить нельзя.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,