Дроны: геополитический кошмар гражданской авиации над Европой
Дроны и геополитика: теперь под угрозой не только военные, но и расписание гражданской авиации, где пунктуальность упала до критических 60 процентов.
Последние инциденты с проникновением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в воздушное пространство Польши и Румынии вызвали серьезную обеспокоенность не только у военных, но и у представителей гражданской авиации. По мнению генерального директора крупнейшего европейского лоукостера Ryanair, Майкла О’Лири (Michael O’Leary), подобные провокации могут стать «постоянной головной болью» для авиакомпаний в ближайшие годы.
Дроны над Восточной Европой: новый вызов для авиации
Напряженность на восточном фланге НАТО продолжает нарастать. После серии инцидентов с неопознанными дронами, пересекающими границу Польши, польские военные были вынуждены применить боевую авиацию для их нейтрализации. В целях безопасности неоднократно закрывались аэропорты. Как стало известно, в минувшие выходные радары зафиксировали присутствие российских БПЛА и в воздушном пространстве Румынии.
Эти события напрямую затрагивают гражданскую авиацию. «В ближайшие несколько лет авиакомпаниям придется постоянно сталкиваться с этой проблемой», — заявил О’Лири на недавнем годовом собрании акционеров Ryanair в Дублине.
Ryanair имеет собственную базу в Польше, и, по словам О’Лири, закрытие аэропортов в Восточной Европе привело к задержкам и отменам рейсов по всей маршрутной сети авиакомпании. В результате пунктуальность рейсов Ryanair упала до 60 процентов. Подобная ситуация, развернувшаяся в зоне ответственности московского авиаузла (МАУ) с «перекрытиями» аэропортов Шереметьево (SVO), Домодедово (DME) и Внуково (VKO), парализовала бы авиасообщение по всей стране.
«Игры» или реальная угроза?
«Россия играет с Европой в игры», — констатировал О’Лири. «Мы не рассматриваем это как угрозу безопасности, но это, безусловно, нарушает нормальную работу».
Руководство Ryanair ожидает «продолжающихся сбоев» в расписании полетов и призывает Евросоюз и США к введению «карательных мер» против России, «в частности, в форме санкций». Важно отметить, что санкции, введенные в отношении российской авиаотрасли после начала СВО, уже привели к серьезным последствиям, в частности, к ограничению доступа к запчастям для самолётов иностранного производства, составляющих основу парка большинства крупных российских авиакомпаний.
Что ждет авиацию в будущем?
Сложно прогнозировать, как будут развиваться события дальше, но очевидно, что риски, связанные с использованием БПЛА, становятся все более актуальными для гражданской авиации. Вопрос о безопасности полётов и поддержании стабильности расписания в условиях геополитической нестабильности выходит на первый план. Необходимо искать эффективные решения, как технологические (например, разработка и внедрение систем обнаружения и нейтрализации дронов), так и политические, чтобы минимизировать влияние подобных инцидентов на авиационную отрасль и пассажиров. Необходимо задуматься о создании специальных протоколов взаимодействия между военными и гражданскими диспетчерскими службами в кризисных ситуациях, аналогично тем, что существуют в период проведения крупных спортивных мероприятий или военных учений.