Дюссельдорф: авиатопливо из воздуха, полёты в будущее

Дюссельдорф готовится к революции: авиакомпания Eurowings обязуется выкупать всё экологичное топливо, производимое из воздуха, для 60 рейсов в Пальма-де-Майорка.

Дюссельдорф: взлёт «зелёной» авиации? Новый завод SAF обещает снизить выбросы, начиная с 2028 года. Что ждет небо?
Дюссельдорф: взлёт «зелёной» авиации? Новый завод SAF обещает снизить выбросы, начиная с 2028 года. Что ждет небо?

В Германии стартует амбициозный проект: в аэропорту Дюссельдорфа (Düsseldorf) планируется строительство завода по производству экологически чистого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel, SAF) непосредственно из углекислого газа, извлечённого из атмосферы. Инновационная технология, разработанная стартапом Greenlyte, обещает сделать авиаперелёты более экологичными.

У будущего предприятия уже есть первый крупный клиент. Немецкая авиакомпания Eurowings, входящая в Lufthansa Group, заключила с Greenlyte соглашение о стратегическом партнерстве. Согласно документу, Eurowings обязуется выкупать весь объем производства SAF в течение первых трех лет работы завода, который назван «Реальной лабораторией» (Reallabor).

Запуск производства запланирован на 2028 год. На первом этапе завод будет производить около 150 тонн SAF в год. По оценкам экспертов, этого объёма хватит примерно на 60 рейсов между Дюссельдорфом и Пальмой (Майорка) при условии, что доля SAF в общем объеме топлива составит 50%, что является максимально допустимой пропорцией на данный момент.

Установка, которая будет размещена на территории аэропорта Дюссельдорфа, рассматривается прежде всего как демонстрационный проект, доказывающий принципиальную возможность и эффективность технологии. В дальнейшем это откроет путь для строительства заводов с гораздо большей производительностью.

Как работает технология «из воздуха — в бак»?

В основе процесса лежит технология «из воздуха — в бак» («Aus-der-Luft-in-den-Tank»), разработанная компанией Greenlyte. Она предусматривает извлечение углекислого газа непосредственно из атмосферы и параллельное производство «зелёного» водорода. Затем эти два компонента преобразуются в синтетическое авиационное топливо. Часть электроэнергии для работы установки планируется получать от солнечной электростанции, расположенной на территории аэропорта.

Стоит отметить, что производимое таким образом топливо пока остаётся значительно дороже традиционного авиационного керосина, получаемого из нефти — по некоторым оценкам, до десяти раз. В настоящее время SAF производится только в небольших лабораторных и тестовых установках. Именно поэтому для широкого распространения необходимо значительно увеличить объемы производства и снизить стоимость. Эта задача требует технологических инноваций и государственной поддержки.

Будущее «зелёной» авиации

«„Реальная лаборатория“ в Дюссельдорфе продемонстрирует, как производство SAF на основе электроэнергии может стать технически реализуемым», — подчеркнул генеральный директор Eurowings Йенс Бишоф (Jens Bischof). Он также отметил, что для развития рынка необходимо стимулировать инвестиции в подобные производственные объекты.

Генеральный директор Greenlyte Флориан Хильдебранд (Florian Hildebrand) оценивает инвестиции в проект более чем в 10 миллионов евро. Компания ведет поиск частных инвесторов и рассчитывает на государственное финансирование. Процесс получения необходимых разрешений планируется начать в 2026 году, а строительство — в 2027 году.

Российские учёные и инженеры также активно работают над разработкой технологий производства SAF. В стране уже существуют проекты по производству биотоплива для авиации, а также исследования в области синтетического топлива на основе углекислого газа и водорода. Возможно, в будущем мы увидим подобные «зелёные» заводы и в российских аэропортах, таких как Шереметьево (Sheremetyevo) или Домодедово (Domodedovo), приближая будущее экологически чистой авиации.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,