FAA меняет правила игры: проще сертифицировать самолеты и двигатели
FAA планирует ускорить сертификацию авиатехники, сократив «особые условия», что критично для Boeing 777−9 и может изменить правила игры для всей отрасли.
В американском авиационном ведомстве FAA (Federal Aviation Administration — Федеральное управление гражданской авиации США) назревают перемены. Речь идет о пересмотре и упрощении процедур сертификации воздушных судов и авиадвигателей. На фоне затянувшейся сертификации новейшего Boeing 777−9, между первым полётом и ожидаемым получением сертификата типа которого пройдет около шести лет, инициатива выглядит более чем своевременной.
О планах по «модернизации определенных стандартов сертификации авиалайнеров и двигателей» с целью ускорения процесса заявило правительство США в Вашингтоне. Подобные разговоры велись и ранее. Еще в конце 2024 года тогдашний глава FAA Майк Уитакер (Mike Whitaker) анонсировал возможную оптимизацию процесса сертификации.
Что предлагается изменить?
В планах FAA — сокращение количества «особых условий и заключений по безопасности» (regulatory «Sonderbedingungen und Sicherheitsfeststellungen») в рамках процедуры сертификации. Параллельно с этим ведомство планирует уменьшить число применяемых «исключений» (Ausnahmeregelungen). Иными словами, регулятор намерен найти баланс между жесткими требованиями и необходимостью оперативного вывода новых самолетов на рынок.
Сложность и забюрократизированность процесса сертификации FAA известна во всем мире. Примером может служить ситуация с поставками новых Boeing 787−9 авиакомпании Lufthansa. Авиаперевозчик был вынужден несколько месяцев ждать получения самолетов из-за дополнительных требований FAA к проведению испытаний новых кресел бизнес-класса. Первый Dreamliner с обновлённым салоном должен поступить на маршруты в октябре, однако значительная часть мест бизнес-класса пока останется недоступной для пассажиров.
Причины пересмотра
Вполне логично задаться вопросом: почему FAA решило пересмотреть свои подходы? Причин может быть несколько. Во-первых, конкуренция на мировом авиастроительном рынке растет, и затягивание сроков сертификации может серьезно ударить по конкурентоспособности американских производителей. Во-вторых, усложнение авиационной техники требует постоянного совершенствования нормативной базы, и старые методы могут просто перестать соответствовать реалиям.
Безусловно, упрощение процедур не должно идти в ущерб безопасности полётов. FAA, как и другие авиационные регуляторы, несет огромную ответственность за обеспечение безопасности пассажиров, и любые изменения должны тщательно взвешиваться и проверяться. Важно найти ту самую «золотую середину», которая позволит американским самолётостроителям оставаться в лидерах рынка, а авиакомпаниям — оперативно обновлять свой парк современной и эффективной техникой.
Перспективы для Boeing 777−9
Чем обернется этот пересмотр для программы Boeing 777−9? Ускорит ли он процесс сертификации, или основные этапы уже пройдены? Время покажет. В любом случае, грядущие изменения в FAA — это важный сигнал для всей мировой авиационной индустрии.