FCAS на грани срыва: Париж против Берлина

Европейский истребитель будущего FCAS под угрозой: Париж и Берлин спорят о лидерстве, пока Германия рассматривает альтернативные варианты с Saab.

Макет истребителя FCAS: Будущее европейской авиации под вопросом из-за франко-германских разногласий? Узнайте подробности!
Макет истребителя FCAS: Будущее европейской авиации под вопросом из-за франко-германских разногласий? Узнайте подробности!

БЕРЛИН — Французская компания Dassault Aviation настаивает на своей ведущей роли в программе FCAS (Future Combat Air System) — системе воздушного боя будущего. Судьба этого амбициозного европейского проекта станет темой экстренного саммита, запланированного в Берлине на октябрь. Однако, по сообщениям СМИ, немецкая сторона разрабатывает «план Б» на случай разрыва отношений с французским партнером.

FCAS, представляющая собой высокоинтегрированный комплекс, включающий истребитель-невидимку и рой беспилотных летательных аппаратов, должна заменить Eurofighter Typhoon к 2040 году. Однако реализация проекта застопорилась из-за разногласий между участниками.

В настоящее время в FCAS участвуют авиастроительный и оборонный концерн Airbus, французский производитель боевых самолетов Dassault Aviation и испанский оборонный концерн Indra Sistemas.

Силовую установку совместно разрабатывают немецкая компания MTU Aero Engines, французская Safran и испанская ITP Aero. Немецкий производитель радиолокационных систем Hensoldt также принимает участие в создании демонстрационных образцов.

Сложная промышленная структура FCAS создает серьезные проблемы. По словам депутата Бундестага Фридриха Мерца (ХДС/ХСС), французская сторона настаивает на привлечении к проекту еще одной компании с «очень широким» участием. «Это не упрощает задачу»,— отметил он в августе.

Dassault Aviation против Airbus: кто возглавит проект?

Главным камнем преткновения оказался французский производитель Rafale — Dassault Aviation. «Я считаю, что мы должны быть во главе проекта»,— заявил генеральный директор Dassault Эрик Трапье в интервью Bloomberg TV на авиасалоне в Париже. «Мы единственные, кто владеет этой технологией — кто еще в Европе умеет строить что-то вроде Rafale?»

Подобное заявление не могло не задеть Airbus. Между двумя авиастроительными гигантами, судя по всему, нет взаимопонимания в отношении FCAS. В начале года глава Airbus Гийом Фори заявил об открытости к новым альянсам, что, как сообщается, крайне не понравилось Dassault.

«Действительно есть возможности для разумных решений»,— заявил Фори, по данным Reuters, в начале года. «Каждая страна могла бы внести свой финансовый и технологический вклад в более масштабную европейскую программу. Это то, что нам в конечном итоге нужно».

FCAS с самого начала была скорее вынужденным браком, чем союзом по любви. Airbus на протяжении десятилетий успешно и тесно сотрудничает с Leonardo и BAE Systems в программе Eurofighter. Эти компании, наряду с Mitsubishi Heavy Industries из Японии, продвигают собственную программу истребителя следующего поколения GCAP (Global Combat Air Programme), являющуюся прямым конкурентом FCAS. В России разработкой истребителя шестого поколения активно занимается компания «Сухой», входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

Октябрьский кризисный саммит по FCAS в Берлине может стать последней возможностью сохранить существующую конфигурацию программы.

План Б: Saab вместо Dassault?

По информации Bloomberg, Берлин рассматривает «план Б» для FCAS. По данным источников, речь идет о слиянии с программой GCAP или о создании новой промышленной коалиции FCAS с участием Швеции и Saab. Швеция с 2024 года является членом НАТО, что облегчит участие в проекте. Стоит отметить, что самолёты Saab Gripen активно эксплуатируются, в том числе, странами-членами НАТО и демонстрируют хорошие эксплуатационные характеристики.

Мерц на встрече с премьер-министром Испании Педро Санчесом на прошлой неделе обсуждал FCAS. Берлин и Мадрид едины во мнении: «Так, как сейчас, продолжаться не может»,— заявил Мерц по итогам встречи.

Заключение

Судьба FCAS остается неясной. Непримиримые позиции Франции и Германии ставят под угрозу реализацию амбициозного европейского проекта, направленного на создание истребителя следующего поколения. «План Б», предусматривающий привлечение Saab или слияние с GCAP, может стать выходом из тупика. Однако выбор пути развития программы остается за политическими лидерами и промышленными гигантами Европы. В любом случае, за развитием событий вокруг FCAS необходимо внимательно следить, так как от успеха этого проекта во многом зависит будущее европейской авиационной промышленности.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,