GPS-глушение в небе Болгарии: атака на фон дер Ляйен?

Несмотря на обвинения в адрес России и кратковременную задержку рейса, данные Flightradar24 не подтверждают критического воздействия GPS-глушения на полет фон дер Ляйен.

Фон дер Ляйен в Болгарии: GPS-глушение — случайность или сигнал? Вертолёт на фоне — намёк на «электронную войну»?
Фон дер Ляйен в Болгарии: GPS-глушение — случайность или сигнал? Вертолёт на фоне — намёк на «электронную войну»?

Недавно в болгарском воздушном пространстве произошел инцидент, привлекший внимание авиационных экспертов и политиков. Самолёт Dassault Falcon, на борту которого находилась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), столкнулся с помехами в работе GPS. Анализ данных сервиса Flightradar24 не выявил серьезных отклонений от запланированного маршрута.

Обвинения в адрес России

Болгарское правительство отреагировало на ситуацию серьёзно, обвинив в произошедшем Россию. Премьер-министр Россен Желязков, выступая в портовом городе Бургас на берегу Черного моря, назвал инцидент проявлением «электронной войны» и связал его с конфликтом на Украине. По его словам, случаи GPS-глушения происходят ежедневно «от Хельсинки через Черное море до Триполи».

Официального расследования инцидента болгарские власти проводить не планируют, мотивируя это тем, что авиадиспетчеры действовали в рамках протокола и ошибок не допустили.

Информация о проблемах с GPS на борту самолёта фон дер Ляйен, следовавшего из Польши в Болгарию, была подтверждена представителем Еврокомиссии. Сообщается о так называемом GPS-jamming — намеренном создании помех или блокировке сигналов спутниковой навигационной системы GPS. Болгарские власти, основываясь на предварительных данных, подозревают в атаке Россию.

Благополучный исход рейса

По данным Deutsche Presse-Agentur со ссылкой на источники в Еврокомиссии, из-за инцидента самолет провел в воздухе на 10 минут больше запланированного. Согласно данным Flightradar24, рейс AAB53G из Варшавы в Пловдив вместо планируемых 1 часа 48 минут занял 1 час 57 минут.

Корреспондент издания Financial Times, находившийся на борту, утверждал, что самолёт около часа кружил над аэропортом перед посадкой. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, комментируя эти сообщения, отверг обвинения в адрес России, назвав их дезинформацией.

Экипаж бизнес-джета Dassault Falcon 900LX, арендованного у компании Luxaviation, выполнил заход на посадку в аэропорту Пловдив по системе посадки по приборам (ILS), благополучно завершив рейс.

Данные Flightradar24: сигнал был «в норме»?

Степень воздействия GPS-глушения остается не вполне ясной. Согласно данным Flightradar24, качество сигнала ADS-B во время полёта оставалось на «достаточно хорошем» уровне.

Параметр NIC (Navigation Integrity Category), характеризующий надежность определения координат, на протяжении всего полета находился в верхнем диапазоне значений (от 0 до 11), что указывает на высокую точность и достоверность данных о местоположении, получаемых самолетом. Возможно, помехи не были настолько критичными, чтобы существенно повлиять на навигацию.

Выводы

Инцидент с GPS-глушением на борту самолёта Урсулы фон дер Ляйен вызвал реакцию и породил обвинения в адрес России. Однако, технические данные указывают на то, что ситуация, возможно, не была столь критичной. Подобные инциденты происходят довольно часто, особенно вблизи зон конфликтов или районов с повышенной военной активностью. Важно, чтобы дальнейшее расследование установило истинную причину произошедшего и предотвратило подобные ситуации в будущем. Подобные проблемы с GPS могут влиять на работу не только гражданской, но и военной авиации.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,