JetBlue прощается с Embraer E190: новая эра наступает
JetBlue завершает эпоху Embraer E190, заменяя их Airbus A220: стоит ли ждать повторения успеха бразильской модели на новом витке?
Авиакомпания JetBlue Airways на этой неделе завершила целую эпоху. Рейс 190, выполненный во вторник, 9 сентября, из международного аэропорта имени Джона Кеннеди (John F. Kennedy International Airport, JFK) в Международный аэропорт Бостон Логан (Boston Logan International Airport, BOS), стал последним для Embraer E190 в парке этой авиакомпании.
В прекрасное сентябрьское утро заключительный рейс вылетел из JFK в 12:40 по местному времени и прибыл в BOS в 13:38, почти на 30 минут раньше расписания. В качестве дани уважения этому типу самолётов, рейс пилотировал Уоррен Кристи, главный операционный директор (COO) JetBlue и пилот, который также управлял первым коммерческим рейсом E190 для JetBlue два десятилетия назад.
Списание E190 стало горько-сладким моментом для JetBlue. Этот тип самолётов был самым старым и маленьким в парке перевозчика, но он сыграл важную роль в формировании идентичности компании, расширении зоны её присутствия и доказал, что «бюджетность» и «премиальность» могут сосуществовать на ближнемагистральных маршрутах.
Однако, менее чем через 24 часа после того, как JetBlue попрощалась с E190, другой американский авиаперевозчик заявил о другом будущем. Avelo Airlines объявила о крупном заказе на Embraer E195-E2, став первой американской авиакомпанией, взявшей на себя обязательства по приобретению нового поколения E-Jets. Для Embraer это стало прорывом, которого они ждали годами: E2 приходит в Америку. Интересно, что в России, напротив, наблюдается тенденция к увеличению парка «Суперджетов», пусть и с импортозамещенными компонентами.
Бразильская разработка, перевернувшая рынок
Когда Embraer запустила программу E190 в конце 1990-х годов, она стремилась заполнить пробел между региональными самолётами и узкофюзеляжными лайнерами. Вместо того чтобы удлинять ERJ-145, бразильский производитель начал разработку с нуля, представив семейство E-Jet на Парижском авиасалоне 1999 года. 100-местный E190 стал центральным элементом, оснащённый удлинённым фюзеляжем, двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF34−10E и дальностью полёта до 5 220 километров (2 819 морских миль).
Первый полёт самолёт совершил в марте 2004 года и поступил в эксплуатацию год спустя после сертификации FAA. Формула E190 — комфорт магистрального лайнера в подходящем по размеру корпусе — быстро прижилась. Расположение кресел 2−2, отсутствие средних сидений и вместительные верхние багажные полки понравились пассажирам, а его экономические показатели — авиакомпаниям, ориентированным на недостаточно обслуживаемые рынки.
В глобальном масштабе самолёт стал коммерчески успешным, было поставлено более 500 единиц. 566-й, 567-й и 568-й планеры были поставлены египетской компании CIAF Leasing, занимающейся мокрым лизингом, в декабре 2022 года. Его более поздний преемник, серия E2, оснащён двигателями с редукторным турбовентилятором, что обеспечивает повышение эффективности на 20%. Тем не менее, оригинальный E190, которому сейчас два десятилетия, продолжает служить надёжной основой для многих международных операторов.
JetBlue и E190: Партнерство, которое окупилось
Ни одна американская авиакомпания не была так тесно связана с E190, как JetBlue. В 2003 году молодая нью-йоркская авиакомпания удивила отрасль заказом на 100 самолётов этого типа, став мировым стартовым заказчиком. Основатель компании Дэвид Нилеман видел в нём самолёт, способный открыть вторичные рынки, не жертвуя при этом фирменным продуктом JetBlue.
Первый E190 поступил в парк в сентябре 2005 года. Два месяца спустя он начал регулярные рейсы между BOS и JFK — по тому же маршруту, который ознаменовал его снятие с эксплуатации на этой неделе. Этот знаковый рейс стал достойным завершением двух десятилетий службы.
Скомпонованный со 100 кожаными сиденьями, трансляцией телеканалов в прямом эфире, бесплатным Wi-Fi и шагом между креслами 81 сантиметр (32 дюйма), E190 позволил JetBlue выйти за рамки крупных магистральных маршрутов. Он стал основой обслуживания городов среднего размера, таких как Рочестер, Буффало и Берлингтон, а также выполнял рейсы-шаттлы в перегруженном Северо-восточном коридоре. На пике эксплуатации более 60 самолётов E190 выполняли более 100 ежедневных рейсов, знакомя миллионы путешественников с уникальным продуктом JetBlue на борту.
«E190 сыграл важную роль в наши первые годы и доказал свою способность обеспечивать важнейшее сообщение на ближнемагистральных рынках, что позволило нам выйти в новые регионы, особенно в наших ключевых городах Нью-Йорке и Бостоне», — сказал Кристи. «Для меня большая честь пилотировать наш последний коммерческий рейс E190».
Для меня большая честь пилотировать наш последний коммерческий рейс E190.
Уоррен Кристи, главный операционный директор JetBlue и командир первого и последнего рейсов E190 JetBlue
Самолёт заслужил репутацию среди пилотов и экипажей благодаря надёжному управлению и быстрой подготовке к следующему рейсу. Его электродистанционная система управления (fly-by-wire) и авионика Honeywell Primus Epic сделали его хорошо подходящим для оживлённого Северо-восточного коридора. Многие пилоты охарактеризовали E190 как «самолёт для пилота» — отзывчивый в перегруженном воздушном пространстве, проворный на заходе на посадку и экономичный на земле.
Тем не менее, самолёт не был лишён проблем. Ранние проблемы с двигателями CF34 требовали ремонта, а расходы на техническое обслуживание росли по мере старения парка. Несмотря на это, вклад этого типа самолётов в рост JetBlue, не говоря уже о его репутации возвращения человечности в авиаперелёты, остаётся неоспоримым.
Почему E190 сняли с эксплуатации именно сейчас?
Решение сводится к экономике и эффективности. Цены на топливо выросли, старые планеры требуют больше ухода, а запасные части для двигателей CF34 становится всё труднее достать. В расчёте на одно место E190 сжигает примерно на 25% больше топлива, чем его замена, Airbus A220–300.
Сейчас JetBlue сосредоточена на упрощённом парке самолётов Airbus. A220–300 со 140 креслами, большей дальностью полёта и меньшими выбросами уже занимает многие из маршрутов, по которым когда-то летал E190. На данный момент поставлено более 50 самолётов, и переход идёт полным ходом. Помимо экономии топлива, этот шаг снижает сложность обучения пилотов, упрощает техническое обслуживание и позиционирует JetBlue для роста как на ближнемагистральных, так и на трансконтинентальных рынках.
Продажа списанных E190 лизингодателям и специалистам по послепродажному обслуживанию также высвободила стоимость. Такие фирмы, как Azorra и Werner Aero, приобретают планеры и двигатели, многие из которых обретут вторую жизнь за границей.
В дополнение к 52 самолётам A220–300, JetBlue эксплуатирует 125 самолётов A320−200, 63 самолёта A321−200 и 37 самолётов A321neo.
Место E190 в авиационном мире в 2025 году
Списание E190 компанией JetBlue завершает американскую главу истории этого типа самолётов. Когда-то привычное зрелище, курсирующее между Нью-Йорком, Бостоном и десятками городов, сейчас исчезло из парков регулярных авиакомпаний крупных американских перевозчиков. Региональные филиалы по-прежнему эксплуатируют меньшие E170 и E175, но 100-местный E190 тихо отошёл на второй план.
Breeze Airways, которая опиралась на бывшие в употреблении экземпляры Azul в первые годы своего существования, уже переключила свое внимание на Airbus A220. Несколько самолётов E190 продолжают использоваться в чартерных рейсах или в качестве VIP-конверсий Lineage 1000, но их расцвет в США явно закончился.
За рубежом картина выглядит иначе. Alliance Airlines продолжает эксплуатировать десятки самолётов по региональным контрактам в Австралии, многие из которых поступили от JetBlue и других списанных в США машин. Aeroméxico Connect продолжает полагаться на свой парк для внутреннего сообщения, а KLM Cityhopper и Airlink в Южной Африке используют этот тип самолётов для соединения загруженных ближнемагистральных сетей. Китай и Латинская Америка также остаются оплотами, где размер и экономические показатели E190 по-прежнему хорошо соответствуют рыночному спросу.
Между тем, новое поколение набирает обороты. Семейство E2, наиболее заметное в Porter Airlines в Канаде и Azul в Бразилии, опирается на сильные стороны оригинального E-Jet, предлагая лучшую топливную экономичность и большую дальность полёта, сохраняя при этом комфорт и ощущение большего самолёта в меньшем корпусе. А крупная сделка, объявленная через день после последнего полета E190 JetBlue, предусматривает, что E195-E2 очень скоро дебютирует в Соединенных Штатах.
Знаковый заказ Avelo на 50 самолётов E195-E2 с правом еще на 50 оценивается почти в 4,4 миллиарда долларов по каталожным ценам. Поставки должны начаться в 2027 году, что сделает Avelo стартовым заказчиком семейства E2 в Америке. Для Embraer это долгожданный знак того, что, хотя первое поколение E190 исчезает дома, его преемник, наконец, пробивается вперед.
Одна дверь закрывается… Открывается другая
Эра E190 JetBlue официально подошла к концу. Но его влияние неоспоримо: он открыл новые рынки, дал авиакомпании гибкость, когда она больше всего в этом нуждалась, и обеспечил пассажирам ощущение, что они летят на более крупном самолете.
По мере того как последние самолёты отправляются на хранение в пустыню, они оставляют после себя прочное наследие: небольшой самолёт, который оказал большое влияние… даже когда следующее поколение готовится взлететь.