Lufthansa заблокировала прямой рейс Женева-Сингапур: война в небесах
Блокировка рейса Женева-Сингапур: Lufthansa, используя партнерство, ограничила развитие швейцарского региона, вызвав протест и возможность антимонопольной жалобы.
Швейцарский город Женева мог получить прямой рейс в Сингапур, минуя пересадки в хабах Star Alliance. Однако, по сообщениям СМИ, этим планам Singapore Airlines (SIA) не суждено было сбыться из-за «сопротивления Lufthansa» (Lufthansa Group). Немецкий авиаконцерн, как утверждается, убедил своего партнера по Star Alliance и совместному предприятию (Joint Venture) отказаться от этой идеи.
Издание Tages-Anzeiger сообщает, что Singapore Airlines активно прорабатывала возможность запуска прямого рейса из Женевы в Сингапур. Однако Lufthansa, по некоторым данным, наложила на этот проект «вето».
Идея прямого соединения Женевы и Сингапура впервые прозвучала в 2024 году во время визита швейцарской экономической делегации в Сингапур.
«После нашего визита Singapore Airlines проанализировала экономическую целесообразность маршрута и планировала запустить прямой рейс Женева — Сингапур», — цитирует Tages-Anzeiger выдержку из протестного письма Швейцарской ассоциации трейдеров сырьевыми товарами Suissenégoce в Министерство экономики Швейцарии, датированного июнем. «Однако компания не рассчитывала на сопротивление Lufthansa».
Прямой рейс из Женевы в Сингапур противоречил бы интересам Lufthansa, которая стремится направлять пассажиропоток через свои хабы и хабы Star Alliance в Мюнхене (Munich Airport), Франкфурте (Frankfurt Airport) и Цюрихе (Zurich Airport). Все три аэропорта обслуживаются и Singapore Airlines, являющейся членом Star Alliance, где участники координируют свои маршрутные сети. В России, например, похожая модель работает в группе «Аэрофлот», где рейсы концентрируются в хабе Шереметьево (SVO).
Тесные связи Lufthansa и Singapore Airlines
Lufthansa и Singapore Airlines связывают не только партнерство в Star Alliance, но и еще более тесное сотрудничество в рамках «Europe Singapore Pacific Joint Venture» с 2017 года. В рамках этого совместного предприятия координируются стратегии в области рынка, маршрутов и ценообразования.
В начале 2025 года Европейская комиссия по конкуренции предварительно одобрила «значительное расширение» совместного предприятия — Lufthansa и Singapore Airlines взамен должны были гарантировать определенные минимальные квоты мест на совместно эксплуатируемых рейсах между Сингапуром и Франкфуртом, а также Сингапуром и Цюрихом.
Предполагается, что прямой рейс между Женевой и Сингапуром не был учтен в этой схеме и создал бы внутреннюю конкуренцию хабовым перевозкам и нежелательное ценовое давление в рамках совместного предприятия. Почему Singapore Airlines предприняла попытку обойти договоренности, остается не совсем ясным.
Lufthansa воздерживается от подробных комментариев относительно ситуации вокруг данного маршрута. Дочерняя компания Swiss лишь отметила в интервью газете, что вела «конфиденциальные переговоры» с Singapore Airlines.
Экономическое сообщество Женевы, напротив, считает необходимым внести ясность в ситуацию. «Недопустимо, чтобы иностранная компания сознательно препятствовала развитию швейцарского региона», — говорится в резком письме в адрес Министерства экономики. В настоящее время рассматривается возможность подачи антимонопольной жалобы против Lufthansa.
Ситуация, когда крупный игрок авиационного рынка оказывает влияние на планы других авиакомпаний, не является уникальной. В России можно вспомнить примеры, когда «Аэрофлот» определял стратегию развития дочерних авиакомпаний, таких как «Россия» и «Победа», исходя из общих целей группы.
В заключение можно отметить, что авиационный бизнес — это сложная игра, в которой переплетаются коммерческие интересы, конкуренция и партнерские отношения. Инцидент с рейсом Женева — Сингапур демонстрирует, как даже тесное сотрудничество не исключает борьбы за пассажиропоток и влияние на рынке авиаперевозок.