Lufthansa: пилоты на взлетной полосе забастовки?

Пилоты Lufthansa на грани забастовки: переговоры зашли в тупик из-за пенсионных взносов, что грозит отменой рейсов в начале осенних каникул.

Забастовка пилотов Lufthansa: на земле ли останутся самолеты? Что кроется за колесами авиагиганта?
Забастовка пилотов Lufthansa: на земле ли останутся самолеты? Что кроется за колесами авиагиганта?

Франкфурт — На фоне грядущей осенней волны отпусков тарифный конфликт в авиакомпании Lufthansa достиг критической точки. Профсоюз пилотов Vereinigung Cockpit (VC), представляющий интересы пилотов основной авиакомпании Lufthansa и Lufthansa Cargo, и руководство компании находятся в непримиримой конфронтации. Профсоюз объявил о голосовании среди пилотов, что практически не оставляет шансов избежать забастовки.

Хотя точные сроки пока не определены, пассажирам, планирующим перелеты рейсами Lufthansa, следует готовиться к возможным отменам и задержкам. Не исключено, что это произойдет уже к началу осенних каникул в федеральной земле Гессен, 3 октября.

В очередной раз отраслевой профсоюз Vereinigung Cockpit (VC) и руководство компании во главе с директором по персоналу Михаэлем Ниггеманом (Michael Niggemann) зашли в тупик, и быстрое переговорное решение представляется маловероятным.

В чем суть конфликта?

Еще в мае тарифная комиссия VC обратилась к компании с предложением начать переговоры о корпоративном пенсионном обеспечении. Этот вопрос регулируется расторгнутым тарифным соглашением, которое предусматривает для примерно 4800 пилотов корпоративную пенсию и, во втором договоре, переходное пособие, если они прекращают активную летную службу до достижения пенсионного возраста.

Согласно требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), пилоты коммерческой авиации могут летать до 65 лет. В Lufthansa пилоты могут досрочно выйти на пенсию не ранее 55 лет.

Чего требует профсоюз?

По сути, профсоюз требует значительного увеличения взносов работодателя в корпоративные пенсионные фонды. До 2017 года концерн гарантировал абсолютную величину пенсионных выплат, однако после трудового спора, сопровождавшегося 14 волнами забастовок, по согласованию с VC система была изменена. С тех пор для пилотов гарантирована только сумма взноса работодателя в фонды.

Риск низких процентных ставок и, следовательно, значительно меньших пенсий с тех пор несут сотрудники. Нынешние ожидания по доходности значительно не оправдались, по словам представителя тарифной комиссии Арне Карстенса (Arne Karstens). Профсоюз хочет сохранить модель, основанную на капитале, но взносы концерна должны значительно возрасти на основе новых расчетов.

Пример от Cockpit:

«При базовой заработной плате в 10 000 евро и надбавках в размере 3 000 евро работодатель в настоящее время платит около 820 евро». Согласно требованиям VC, этот взнос должен увеличиться примерно на 1 800 евро в месяц.

Что предложила Lufthansa?

Компания официально не комментирует текущие переговоры. По данным VC, в ходе семи раундов переговоров работодатель отказался от существенного увеличения пенсионных взносов, сославшись на плохое экономическое положение основной компании Lufthansa.

В прошлом году она понесла убытки и проходит через масштабную программу реструктуризации. В целом же концерн является прибыльным.

По мнению руководства Lufthansa, требования Cockpit выльются примерно в 100 миллионов евро дополнительных расходов в год, что едва ли выполнимо, учитывая также более низкие тарифные ставки для других авиакомпаний и групп пилотов в концерне.

Как быстро может начаться забастовка?

VC пока не раскрывает точную дату окончания голосования. Объявлено, что оно завершится «в конце сентября». Будет ли сразу же названа точная дата забастовки, также остается открытым. Возможна забастовка в начале осенних каникул в федеральных землях Гессен, Саксония и Тюрингия, которые начинаются с Дня германского единства 3 октября.

VC требует от своих членов решительной поддержки трудового спора. На голосовании должны проголосовать «за» 70 процентов всех заинтересованных членов. Кто не участвует в голосовании, считается проголосовавшим против. В последний раз пилоты основной авиакомпании бастовали в 2022 году в течение одного дня.

Почему обе стороны так непримиримы?

VC тщательно следит за тем, чтобы публично высказываться только о своих требованиях в открытом тарифном соглашении. Однако за кулисами уже много лет тлеет крупный конфликт, который не удалось разрешить даже за закрытыми дверями.

Совет директоров концерна во главе с председателем Карстеном Шпором (Carsten Spohr) основал новые авиакомпании City Airlines и Discover с заявленной целью летать на более выгодных тарифных условиях, чем те, которые действуют в основной компании Lufthansa, Cargo и региональной дочерней компании Lufthansa Cityline.

Карстен Шпор неоднократно подчеркивал, что рост может происходить только там, где зарабатываются деньги. «Мы посмотрим, к чему приведут нас переговоры», — заявил на этой неделе во Франкфурте глава Lufthansa, комментируя тарифный конфликт. По его словам, Lufthansa Classic сможет снова расти только тогда, когда будет устранен ее «ценовой недостаток».

В авиакомпании Discover уже заключены тарифные соглашения с конкурирующим профсоюзом Verdi, в то время как отраслевые профсоюзы VC для пилотов и Ufo для бортпроводников остались не у дел. То же самое, вероятно, повторится и в City Airlines.

Оба профсоюза, исходя из собственных интересов, хотят предотвратить перенос все большего числа самолетов и, следовательно, рабочих мест в более молодые и экономичные компании.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,