Lufthansa: пилоты идут на забастовку из-за пенсий
Пенсионный спор в Lufthansa обостряется: пилоты требуют доплаты в 2400 евро в месяц, а компания грозит переводом самолетов в другие подразделения.
На фоне приближающегося осеннего сезона отпусков в Lufthansa разгорается тарифный спор с пилотами основной авиакомпании. Глава Lufthansa Airlines Йенс Риттер раскрыл два ранее строго конфиденциальных числа: 274 миллиона евро и 228 миллионов евро. По его словам, забастовка пилотов лишь «сузит пространство для маневра» в поиске решения.
Уже неделю в Lufthansa идет голосование среди пилотов. До 30 сентября пилоты основных брендов Lufthansa и Lufthansa Cargo могут дать профсоюзу Vereinigung Cockpit (VC) мандат на забастовку в рамках тарифного спора с работодателем.
VC добивается значительного увеличения взносов концерна в фонды производственной пенсии для 4800 пилотов. Профсоюз требует, чтобы Lufthansa дополнительно выплачивала 2400 евро в месяц за каждого пилота с базовым окладом в 10 000 евро и надбавками в 3000 евро. В настоящее время Lufthansa, согласно расчетам VC, перечисляет на пенсионный счет пилота с такими параметрами 820 евро в месяц.
Руководство Lufthansa заявляет, что у основной авиакомпании «нет даже близко» необходимых средств для расширения пенсионной программы. Об этом Йенс Риттер заявил в интервью для внутреннего журнала Lufthansa, выдержки из которого опубликовал портал aero.de. Он также отверг подозрения в том, что Lufthansa намеренно занижает финансовые показатели основной авиакомпании.
Поиск решения: диалог или забастовка?
Почему не удалось найти решение за столом переговоров?
«Решение о проведении голосования — это прерогатива Vereinigung Cockpit, и мы его уважаем. Тем не менее, это трудный шаг, поскольку наши финансовые возможности просто не позволяют никаких дополнительных расходов», — отвечает Риттер. По его словам, у компании нет средств на улучшение и без того хорошей системы производственного пенсионного обеспечения. Lufthansa Classic испытывает серьезные проблемы с рентабельностью, особенно на коротких маршрутах. Это связано с огромным ростом затрат почти во всех областях, но прежде всего с издержками, связанными с расположением в Германии, и расходами на персонал.
Относительно подозрений в том, что Lufthansa Classic намеренно «плохо рассчитывают», чтобы получить уступки от сотрудников, Риттер заявил: «Это не соответствует действительности. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Lufthansa Group регулируются строгими правилами, соблюдение которых регулярно проверяется и сертифицируется независимыми аудиторами и надзорными органами. Кроме того, никто не выиграет от того, что Lufthansa Classic будет плохо представлена. Напротив, мы — ядро группы, крупнейшая и важнейшая авиакомпания. Наш экономический успех имеет основополагающее значение для успеха всей Lufthansa Group».
Риттер подчеркнул, что большая часть инвестиций в самолеты приходится на Lufthansa Classic. Компания ожидает до 2028 года 59 новых дальнемагистральных самолетов, которые были заказаны много лет назад и теперь должны быть доставлены и профинансированы. «В настоящее время мы не можем себе этого позволить. Это еще раз подчеркивает: нам нужен успешный поворот, а значит, и успешное будущее», — добавил он.
Что дальше в противостоянии с VC?
«Только диалог. Наша общая цель должна состоять в том, чтобы, учитывая все интересы, обеспечить экономическую эффективность нашей авиакомпании и тем самым обеспечить рост», — сказал Риттер. По его словам, текущее требование VC означает ежегодное увеличение расходов на производственное пенсионное обеспечение пилотов Lufthansa Classic на 228 миллионов евро. Это более чем в два раза превышает текущие выплаты. Выполнение этого требования было бы не только безответственным, но и просто невозможным. «Тогда не останется альтернативы, кроме как перевести больше самолетов в более прибыльные авиакомпании», — пояснил Риттер.
Риттер выразил обеспокоенность тем, что забастовка может свести на нет позитивные изменения, достигнутые за последние 12 месяцев, в течение которых удалось стабилизировать операционную деятельность и повысить удовлетворенность клиентов. Теперь компании необходимо срочно зарабатывать деньги для осуществления необходимых инвестиций и обеспечения роста.
Контекст и возможные последствия
Контекст для российской аудитории:
Ситуация в Lufthansa напоминает аналогичные трудовые споры в российской авиации. Например, периодически возникают вопросы о пенсионном обеспечении пилотов «Аэрофлота» или S7 Airlines. Вопросы индексации зарплат пилотов, а также условий их труда часто становятся предметом переговоров между профсоюзами и авиакомпаниями. Также, как и в случае с Lufthansa, прибыльность европейских авиаперевозчиков (особенно на коротких дистанциях) во многом зависит от высоких издержек, включающих в себя стоимость аэропортовых сборов (например, во Франкфурте) и заработных плат. В России в этом плане ситуация несколько иная, что, однако, не исключает потенциальных конфликтов вокруг условий труда и пенсионного обеспечения пилотов.
В заключение:
Исход тарифного спора между Lufthansa и Vereinigung Cockpit может иметь серьезные последствия для авиакомпании и пассажиров. Забастовка способна дестабилизировать расписание полетов и нанести серьезный финансовый ущерб. Обе стороны должны приложить все усилия для достижения компромисса, чтобы избежать эскалации конфликта и обеспечить стабильное будущее Lufthansa.