Lufthansa: пилоты идут на забастовку из-за пенсий

Пенсионный спор в Lufthansa обостряется: пилоты требуют доплаты в 2400 евро в месяц, а компания грозит переводом самолетов в другие подразделения.

Lufthansa на пороге забастовки? Пенсионные споры пилотов набирают высоту. Что ждет пассажиров?
Lufthansa на пороге забастовки? Пенсионные споры пилотов набирают высоту. Что ждет пассажиров?

На фоне приближающегося осеннего сезона отпусков в Lufthansa разгорается тарифный спор с пилотами основной авиакомпании. Глава Lufthansa Airlines Йенс Риттер раскрыл два ранее строго конфиденциальных числа: 274 миллиона евро и 228 миллионов евро. По его словам, забастовка пилотов лишь «сузит пространство для маневра» в поиске решения.

Уже неделю в Lufthansa идет голосование среди пилотов. До 30 сентября пилоты основных брендов Lufthansa и Lufthansa Cargo могут дать профсоюзу Vereinigung Cockpit (VC) мандат на забастовку в рамках тарифного спора с работодателем.

VC добивается значительного увеличения взносов концерна в фонды производственной пенсии для 4800 пилотов. Профсоюз требует, чтобы Lufthansa дополнительно выплачивала 2400 евро в месяц за каждого пилота с базовым окладом в 10 000 евро и надбавками в 3000 евро. В настоящее время Lufthansa, согласно расчетам VC, перечисляет на пенсионный счет пилота с такими параметрами 820 евро в месяц.

Руководство Lufthansa заявляет, что у основной авиакомпании «нет даже близко» необходимых средств для расширения пенсионной программы. Об этом Йенс Риттер заявил в интервью для внутреннего журнала Lufthansa, выдержки из которого опубликовал портал aero.de. Он также отверг подозрения в том, что Lufthansa намеренно занижает финансовые показатели основной авиакомпании.

Поиск решения: диалог или забастовка?

Почему не удалось найти решение за столом переговоров?

«Решение о проведении голосования — это прерогатива Vereinigung Cockpit, и мы его уважаем. Тем не менее, это трудный шаг, поскольку наши финансовые возможности просто не позволяют никаких дополнительных расходов», — отвечает Риттер. По его словам, у компании нет средств на улучшение и без того хорошей системы производственного пенсионного обеспечения. Lufthansa Classic испытывает серьезные проблемы с рентабельностью, особенно на коротких маршрутах. Это связано с огромным ростом затрат почти во всех областях, но прежде всего с издержками, связанными с расположением в Германии, и расходами на персонал.

Относительно подозрений в том, что Lufthansa Classic намеренно «плохо рассчитывают», чтобы получить уступки от сотрудников, Риттер заявил: «Это не соответствует действительности. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Lufthansa Group регулируются строгими правилами, соблюдение которых регулярно проверяется и сертифицируется независимыми аудиторами и надзорными органами. Кроме того, никто не выиграет от того, что Lufthansa Classic будет плохо представлена. Напротив, мы — ядро группы, крупнейшая и важнейшая авиакомпания. Наш экономический успех имеет основополагающее значение для успеха всей Lufthansa Group».

Риттер подчеркнул, что большая часть инвестиций в самолеты приходится на Lufthansa Classic. Компания ожидает до 2028 года 59 новых дальнемагистральных самолетов, которые были заказаны много лет назад и теперь должны быть доставлены и профинансированы. «В настоящее время мы не можем себе этого позволить. Это еще раз подчеркивает: нам нужен успешный поворот, а значит, и успешное будущее», — добавил он.

Что дальше в противостоянии с VC?

«Только диалог. Наша общая цель должна состоять в том, чтобы, учитывая все интересы, обеспечить экономическую эффективность нашей авиакомпании и тем самым обеспечить рост», — сказал Риттер. По его словам, текущее требование VC означает ежегодное увеличение расходов на производственное пенсионное обеспечение пилотов Lufthansa Classic на 228 миллионов евро. Это более чем в два раза превышает текущие выплаты. Выполнение этого требования было бы не только безответственным, но и просто невозможным. «Тогда не останется альтернативы, кроме как перевести больше самолетов в более прибыльные авиакомпании», — пояснил Риттер.

Риттер выразил обеспокоенность тем, что забастовка может свести на нет позитивные изменения, достигнутые за последние 12 месяцев, в течение которых удалось стабилизировать операционную деятельность и повысить удовлетворенность клиентов. Теперь компании необходимо срочно зарабатывать деньги для осуществления необходимых инвестиций и обеспечения роста.

Контекст и возможные последствия

Контекст для российской аудитории:

Ситуация в Lufthansa напоминает аналогичные трудовые споры в российской авиации. Например, периодически возникают вопросы о пенсионном обеспечении пилотов «Аэрофлота» или S7 Airlines. Вопросы индексации зарплат пилотов, а также условий их труда часто становятся предметом переговоров между профсоюзами и авиакомпаниями. Также, как и в случае с Lufthansa, прибыльность европейских авиаперевозчиков (особенно на коротких дистанциях) во многом зависит от высоких издержек, включающих в себя стоимость аэропортовых сборов (например, во Франкфурте) и заработных плат. В России в этом плане ситуация несколько иная, что, однако, не исключает потенциальных конфликтов вокруг условий труда и пенсионного обеспечения пилотов.

В заключение:

Исход тарифного спора между Lufthansa и Vereinigung Cockpit может иметь серьезные последствия для авиакомпании и пассажиров. Забастовка способна дестабилизировать расписание полетов и нанести серьезный финансовый ущерб. Обе стороны должны приложить все усилия для достижения компромисса, чтобы избежать эскалации конфликта и обеспечить стабильное будущее Lufthansa.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,