Жалюзи в небе: безумный гений авиации Филлипс
«Венецианские жалюзи» в небе: как британец Филлипс, опередив братьев Райт, создал самолет с 200 крыльями и едва не изменил историю авиации.
В 1907 году британский изобретатель в области авиации, Горацио Фредерик Филлипс (Horatio Frederick Phillips), разработал и испытал самолёт, конструкция которого поражает воображение: он состоял из 200 отдельных крыльев! Это произошло всего через четыре года после исторического первого полета братьев Райт, и аппарат Филлипса, вероятно, стал первым пилотируемым и моторизованным летательным аппаратом, поднявшимся в воздух на территории Великобритании. Помимо этого, Горацио Филлипс активно изучал аэронавтику и получил несколько патентов на вогнутые (изогнутые) поверхности крыла, сыгравшие важную роль в развитии авиации.
Вид сзади на многоплан Горацио Филлипса с 200 крыльями, расположенными в виде «венецианских жалюзи».
Phillips Multiplane 1907 года: 200 крыльев для «чудо-машины»
Трудно представить себе более необычный и запоминающийся самолет, чем разработка Филлипса 1907 года, получившая название «Multiplane» («Многоплан»). Его крылья, действительно напоминающие «венецианские жалюзи», состояли из четырех секций по 50 аэродинамических профилей в каждой, объединённых в единую конструкцию.
Корпус летательного аппарата был выполнен из дерева. Двигатель мощностью 22 лошадиные силы обеспечивал скорость, достаточную для взлета — около 48 километров в час (30 миль в час). Диаметр воздушного винта составлял около 2,4 метра (8 футов). Вес самолета без пилота — примерно 227 килограммов (500 фунтов).
Первый пилотируемый полет в Великобритании
Первый полет Multiplane состоялся 6 апреля 1907 года. Самолет пролетел около 150 метров (500 футов). Некоторые, правда, ставили под сомнение, можно ли это считать полноценным пилотируемым полетом, поскольку у пилота отсутствовали какие-либо органы управления. Одной из уникальных особенностей Multiplane было использование вогнутых крыльев — разработка, прославившая Филлипса еще до постройки этого самолета. Подобные эксперименты со схемой «многокрыла» можно сравнить с разработками того же периода, например, в России, где активно экспериментировали с бипланной и трипланной схемами.
Самолет Горацио Филлипса 1904 года, имеющий 50 крыльев.
Ещё в 1904 году Филлипс спроектировал и испытал другую машину с похожей компоновкой «венецианских жалюзи», но с меньшим количеством крыльев — всего 20 штук. Он также самостоятельно сконструировал для него 4-цилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 22 л. с. Этот самолет имел хвостовую часть в форме креста и трехопорное шасси.
Модель 1904 года была около 4,2 метра (13 футов 9 дюймов) в длину, около 3 метров (10 футов) в высоту и весила около 272 килограммов (600 фунтов). Филлипс использовал в конструкции стальные трубы, еловую и ясеневую древесину, а также тканевую обшивку. Во время испытательного полета самолет совершил короткий «подскок» на расстояние около 15 метров (50 футов).
Ранние эксперименты: Филлипс и его угольный двигатель 1893 года
Первая попытка создания самолета с многокрыльной конструкцией была предпринята Горацио Филлипсом ещё в 1893 году. Он разработал аппарат с 50 крыльями, расположенными по той же схеме «венецианских жалюзи», что и в последующих моделях. Крылья были длиной около 6 метров (20 футов) и располагались на расстоянии около 5 сантиметров (2 дюйма) друг от друга. Воздушный винт приводился в движение угольным двигателем, обеспечивавшим скорость около 14,5 километров в час (9 миль в час).
Филлипс испытывал свой самолет 1893 года, работающий на угольном двигателе, на круговой деревянной дорожке.
Испытания этого аппарата проводились на круговой дорожке диаметром около 30 метров (100 футов), сделанной из деревянных досок шириной около 1,2 метра (4 фута). Самолет не имел пилота, поэтому Филлипс прикреплял его тросами к центральной стойке. При достижении скорости около 64 километров в час (40 миль в час) машина поднималась на высоту всего 60–90 сантиметров (2–3 фута).
Стоит отметить, что разработка этих самолетов не была единственным опытом Филлипса в области авиации. До создания летательных аппаратов он тщательно изучал аэродинамические профили и возможности создания подъемной силы.
Задолго до Филлипса: работы Кейли в 1850-х годах
Ещё в 1850-х годах английский инженер Джордж Кейли (George Cayley) первым начал изучать концепцию полета аппаратов тяжелее воздуха. В ходе своих исследований он обнаружил, что изогнутые поверхности создают большую подъемную силу, чем плоские. Он также обратил внимание на эффективность обтекаемости и балансировки самолета.
В 1852 году он спроектировал, построил и испытал первый в мире планер с неподвижным крылом, способный перевозить человека. Это принесло Кейли титул «Отца Аэродинамики». Его вклад в науку сравним со значением работ Николая Егоровича Жуковского для российской авиации.
Филлипс развивает идеи Кейли
В 1890-х годах Горацио Филлипс изучил разработки Кейли в области несущих поверхностей и развил их дальше. Филлипс предложил новые концепции для вогнутых аэродинамических профилей, основываясь на форме крыльев птиц.
Филлипс получил патент на эти концепции аэродинамического профиля, основанные на форме крыльев птиц.
Он даже построил собственную аэродинамическую трубу для проверки своих идей. Она была оснащена паровым инжектором, который втягивал воздух во входное отверстие, создавая воздушный поток, который он использовал для тестирования своих концепций.
Патент на новаторские идеи
Аэродинамические профили Филлипса были больше изогнуты сверху, чем снизу, что и дало им название «двухповерхностные аэродинамические профили». В 1894 году он получил патент на восемь своих разработок. Позже Филлипс использовал свои профили в самолетах в стиле «венецианских жалюзи», а его идеи начали применять конструкторы по всему миру при создании более современных летательных аппаратов.
Заключение
Пусть безумный «Multiplane» Филлипса и не стал прорывным решением для авиации, его работы, безусловно, внесли важный вклад в понимание аэродинамики и разработку новых типов крыльев. Его упорство и новаторский подход достойны уважения, ведь именно такие энтузиасты, как Горацио Филлипс, и двигают науку вперед, даже если их изобретения кажутся современникам несколько эксцентричными.