Небо пока не для роботов: беспилотные самолеты подождут

Несмотря на технологический прогресс и разработки Airbus, EASA приостановила проект EMCO: эксперты считают, что пассажиры пока не готовы доверить свою жизнь автопилоту.

Кабина будущего без пилотов? EASA притормозила исследования. Что думают россияне о беспилотных авиалайнерах?
Кабина будущего без пилотов? EASA притормозила исследования. Что думают россияне о беспилотных авиалайнерах?

Автоматизация транспорта набирает обороты, но как к этому относится публика? Опрос, проведённый в Германии в 2025 году, показал, что лишь четверть респондентов готовы подняться на борт автономного самолета. Впрочем, как выяснилось, вопрос пока остается теоретическим: Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) приостановило исследования в этой области.

Неравнодушные к технологиям и скептики — немецкое общество разделилось на два лагеря по отношению к беспилотным транспортным средствам.

Интересно, что 72% немцев доверились бы автоматизированному метро или электричке, по данным IT-отраслевого союза Bitkom. Однако, если речь заходит о региональных и междугородних поездах, уровень доверия падает до 44%.

«В беспилотный автобус сядут 70%, а в автономное такси — 56%», — сообщает Bitkom. «Примерно треть — 34% — готовы отправиться в плавание на автономном корабле, а четверть — 27% — поднимется на борт автономного самолета».

Аналогичный опрос проводился этой же организацией в 2024 году.

Примечательно, что показатели остались на прежнем уровне или даже демонстрируют небольшое снижение доверия. В 2024 году 32% опрошенных заявили, что не испытывают опасений по поводу самолетов без пилотов.

EASA ставит на паузу исследовательский проект «EMCO»

Тем временем авиационная индустрия делает значительные успехи в автоматизации полетов. Компания Airbus в последние годы активно тестировала новые системы помощи пилотам. Так, в 2023 году Airbus A350–1000 благодаря сложной оптической системе и навигационным данным успешно освоил автоматизированную процедуру прерванного взлета и аварийной посадки. Представим, что подобную систему внедрили бы на Sukhoi Superjet 100, базирующемся, например, в московском аэропорту Шереметьево (Sheremetyevo International Airport). Безусловно, это повысило бы безопасность полетов.

Параллельно с этим EASA проводила исследования, чтобы определить, возможно ли в будущем использование одного пилота на борту, по крайней мере, на определенных этапах полета.

Однако на данный момент подпроекты, связанные с так называемой «Расширенной эксплуатацией с минимальным экипажем» (Extended Minimum Crew Operations, EMCO), приостановлены.

По мнению EASA, EMCO не смогла продемонстрировать «эквивалентный уровень безопасности» по сравнению с эксплуатацией самолета с двумя пилотами. Это, по крайней мере, относится к «текущей конструкции кабины экипажа», говорится в итоговом отчете организации, опубликованном в июне.

Что это значит для России?

Вопрос о беспилотных авиалайнерах актуален и для российской авиационной отрасли. Хотя у нас нет таких крупных исследований общественного мнения по этой теме, как в Германии, можно предположить, что уровень доверия к автоматизированным системам среди россиян будет сопоставимым, а возможно, и ниже, учитывая традиционную приверженность к опыту и человеческому фактору в управлении воздушными судами.

Более того, российские авиационные власти, вероятно, примут во внимание результаты исследований EASA при разработке собственных нормативов и требований к автоматизации полетов.

Вывод

Хотя технологии автоматизации полетов развиваются стремительно, психологическая готовность общества к беспилотным самолетам пока остается невысокой. Важно помнить, что безопасность полетов — это приоритет, и любые инновации должны внедряться с максимальной осторожностью и учитывать как технические, так и человеческие факторы. Возможно, что в будущем, по мере развития технологий и роста доверия к ним, беспилотные авиалайнеры станут реальностью, но пока это перспектива отдаленного будущего.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,