«Самолёт Судного дня» получит новую жизнь на Boeing 747−8

Преемник «Ночного дозора»: глубокая модернизация Boeing 747−8 компанией Sierra Nevada позволит создать E-4C с защитой от электромагнитных импульсов, обеспечивая устойчивое управление даже в условиях ядерной угрозы.

Новый «самолёт Судного дня» готовится к взлёту? Boeing 747−8 проходит испытания для ВВС США. Что на борту?
Новый «самолёт Судного дня» готовится к взлёту? Boeing 747−8 проходит испытания для ВВС США. Что на борту?

ВВС США приступили к лётным испытаниям перспективного летающего командного пункта, созданного на базе Boeing 747−8. Компания Sierra Nevada Corporation (SNC) выиграла тендер на глубокую модернизацию этих машин, призванных заменить устаревающие E-4B Nightwatch (E-4B «Ночной дозор»). Четыре подержанных Boeing 747−8, ранее эксплуатировавшихся авиакомпанией Korean Air, уже находятся в США и проходят подготовку к масштабной переделке.

В критических ситуациях, таких как крупномасштабный военный конфликт или ядерная атака на территорию США, E-4B играет роль воздушного командного пункта высшего руководства страны. На борту самолёта президент и ключевые военачальники могут отдавать приказы, включая команды на запуск межконтинентальных баллистических ракет. Именно поэтому E-4B и его преемника, разрабатываемый E-4C, часто называют «самолётами Судного дня» («Doomsday planes»).

Программа SAOC

В связи с моральным и физическим износом действующего парка E-4B, Министерство обороны США в 2020 году инициировало программу SAOC (Survivable Airborne Operations Center) — «Центр управления устойчивыми воздушными операциями». Sierra Nevada Corporation (SNC) выиграла конкурс после того, как компания Boeing, единственный оставшийся конкурент, сняла свою заявку.

В августе текущего года SNC приступила к первому этапу лётных испытаний будущего E-4C. 7 августа Boeing 747−8B5 с серийным номером 40906, пока ещё зарегистрированный как гражданский самолёт под номером N747EF, поднялся в небо над Дейтоном, штат Огайо, для выполнения первой миссии в рамках программы испытаний, ставшей для него первым полётом почти за год.

Самолёт с позывным «DAGGR17» провёл в воздухе более трёх часов. На следующий день последовал ещё один полёт, длившийся почти четыре часа. С тех пор самолёт остаётся на земле.

Минимизация рисков

Sierra Nevada официально подтвердила первый полёт 3 сентября. Согласно заявлению компании, начальный этап испытаний, рассчитанный до 2026 года, позволит валидировать технические решения до начала фактической переоборудования самолётов специальным коммуникационным и защитным оборудованием. Это позволит минимизировать значительные риски разработки.

Задача непростая: для работы в экстремальных условиях вся аппаратура должна быть защищена от электромагнитных импульсов и помех. Помимо защищённой спутниковой связи, планируется установка дополнительных систем, таких как система дозаправки в воздухе.

Лайнеры из Южной Кореи

Для переоборудования используются подержанные авиалайнеры, поскольку новые Boeing 747−8I больше не производят. В начале мая 2024 года авиакомпания Korean Air Lines продала пять «Джамбо» компании SNC примерно за 675 миллионов долларов США. Четыре из них уже находятся в США.

Модернизация в летающий командный пункт осуществляется в Дейтоне, штат Огайо. Для этого там были построены новые ангары. Чтобы упростить работы, компания использует полностью цифровую модель Boeing 747. Лётные и наземные испытания инженеры планируют проводить в Дейтоне и Уичито, штат Канзас.

Четыре Boeing 747−8 в США

Первый Boeing 747−8 (бывший HL7630) прибыл в Дейтон 4 июня 2024 года и теперь имеет регистрационный номер N747US. В ноябре 2024 года SNC перевезла его в Национальный институт авиационных исследований (NIAR) при Университете штата Уичито в Канзасе. Вторым прибыл N747EF (HL7631) 30 октября 2024 года в Огайо, и в настоящее время он проходит испытания.

Затем, 23 января 2025 года, последовал N747SN (HL7632) и 29 апреля 2025 года — N748GM (HL7633). В ходе реализации программы самолёты получат военные серийные номера. Согласно контракту, поставка последнего готового E-4C ВВС США намечена на 2036 год. Это значит, что «самолёт Судного дня» продолжит нести свою вахту в небе, обеспечивая возможность управления войсками даже в самых неблагоприятных условиях.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,