Spirit Airlines: Крах, банкротство и прощание с 11 городами

Ультра-лоукостер Spirit Airlines переживает сложный период: второй раз за год объявлено банкротство и компания покидает 11 городов, включая западное побережье.

Spirit Airlines покидает небо? Жёлтые самолёты улетают из 11 городов США. Что будет с ценами на билеты?
Spirit Airlines покидает небо? Жёлтые самолёты улетают из 11 городов США. Что будет с ценами на билеты?

Американский ультра-лоукостер Spirit Airlines, известный своими крайне низкими ценами на билеты, столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. В рамках продолжающейся реструктуризации, связанной с процедурой банкротства по главе 11 (Chapter 11), компания объявила о прекращении полетов в 11 городов США, начиная со 2 октября 2025 года.

Это решение, последовавшее непосредственно за вторым заявлением о банкротстве в 2025 году (первое было подано всего неделю назад), демонстрирует серьезность финансовых проблем авиаперевозчика. Фактически, компания сужает свою маршрутную сеть, чтобы выжить.

Список городов, теряющих маршруты Spirit Airlines:

  • Альбукерке, штат Нью-Мексико: Международный аэропорт Альбукерке (Albuquerque International Sunport, ABQ)
  • Бирмингем, штат Алабама: Международный аэропорт Бирмингема-Шаттлсворта (Birmingham-Shuttlesworth International Airport, BHM)
  • Бойсе, штат Айдахо: Аэропорт Бойсе (Boise Airport, BOI)
  • Чаттануга, штат Теннесси: Муниципальный аэропорт Чаттануги (Chattanooga Metropolitan Airport, CHA)
  • Колумбия, штат Южная Каролина: Столичный аэропорт Колумбии (Columbia Metropolitan Airport, CAE)
  • Окленд, штат Калифорния: Международный аэропорт Окленда (Oakland International Airport, OAK)
  • Сакраменто, штат Калифорния: Международный аэропорт Сакраменто (Sacramento International Airport, SMF)
  • Сан-Хосе, штат Калифорния: Международный аэропорт имени Нормана Й. Минеты в Сан-Хосе (Norman Y. Mineta San Jose International Airport, SJC)
  • Сан-Диего, штат Калифорния: Международный аэропорт Сан-Диего (San Diego International Airport, SAN)
  • Портленд, штат Орегон: Международный аэропорт Портленда (Portland International Airport, PDX)
  • Солт-Лейк-Сити, штат Юта: Международный аэропорт Солт-Лейк-Сити (Salt Lake City International Airport, SLC)

Кроме того, Spirit Airlines отказалась от планов начать полеты в региональный аэропорт Мидл Джорджия (Middle Georgia Regional Airport, MCN) в Мейконе, штат Джорджия, которые должны были стартовать 16 октября в партнерстве с авиакомпанией Contour Airlines. Примечательно, что Spirit вышла на рынки Чаттануги и Колумбии только в июне текущего года, причем с большой помпой.

Хотя эти рынки составляют всего 3,9% от октябрьской провозной емкости Spirit, потеря восьми городов в западной части США — это смелый шаг для авиакомпании, и без того находящейся в шатком положении. Ситуация напоминает сокращение присутствия авиакомпании Avelo на Западном побережье.

Причины отступления Spirit Airlines

Это уже второе заявление о банкротстве Spirit менее чем за год. Хотя ранее авиакомпания вышла из предыдущей реструктуризации с уменьшенным долгом, она по-прежнему сталкивается со значительными трудностями, в числе которых:

  • Более 2 миллиардов долларов обязательств
  • Усиление внутренней конкуренции
  • Рост затрат на оплату труда и топливо
  • Неполное восстановление спроса на рекреационные перелеты после пандемии

Генеральный директор Spirit Airlines, Дейв Дэвис, представил заявление о банкротстве по главе 11 как стратегическую необходимость.

«Стало ясно, что предстоит еще много работы, и есть много других инструментов, которые наилучшим образом подготовят Spirit к будущему», — заявил Дэвис после объявления о последнем банкротстве. «Контролируемый судом процесс — лучший путь для внесения изменений, необходимых для обеспечения нашего долгосрочного успеха».

В заявлении также изложены планы Spirit по сосредоточению внимания на основных рынках. К этим основным рынкам относятся крупные базы, такие как Форт-Лодердейл, Орландо, Детройт, Лас-Вегас и Атлантик-Сити, а также маршруты Spirit в Латинскую Америку и Карибский бассейн. Компания концентрируется на наиболее прибыльных направлениях, отсекая всё, что «тянет» вниз.

Проблемы Spirit глубже, чем маршруты. Срыв слияния с JetBlue в начале 2024 года оставил их с долгом в 3,1 миллиарда долларов. В последнем квартале операционные расходы составили 118% от выручки.

Компания пытается оживить ситуацию с помощью «премиальной» бюджетной модели, предлагая сиденья «Go Comfy» и пакетные тарифы, но это сложно продать, когда акции упали на 94% с января 2025 года, и ей грозит делистинг с Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Кроме того, с 1 ноября планируется увольнение 270 пилотов и понижение 140 капитанов до вторых пилотов.

Это очень экономная работа, даже для ULCC (ультра-лоукост авиакомпании).

Кроме того, возник операционный хаос: проблемы с двигателями Pratt & Whitney вывели из строя значительную часть парка A320neo компании Spirit. В довершение ко всему, AerCap, их лизингодатель самолетов, отозвал лизинг на 36 самолетов, срок поставки которых истекает в 2027–2028 годах, и заявил о дефолте по 37 текущим самолетам — около 25% из 214 самолетов Spirit. По данным planespotters.net, Spirit в настоящее время эксплуатирует парк из 152 самолетов Airbus.

Конкуренция не дремлет

Конкуренты не дремлют. United запускает 15 новых маршрутов в январе, нацеливаясь на хлеб и масло Spirit, такие как Форт-Лодердейл (FLL), Орландо (MCO) и Лас-Вегас (LAS). Их старший вице-президент по планированию сети, Патрик Куэйл, не стал сдерживаться, заявив, что они просто готовятся к тому, что Spirit потенциально «выйдет из бизнеса».

Дункан Ди, старший вице-президент Spirit по корпоративным коммуникациям, ответил United: «Мы ценим одержимость, которую проявляют к нам некоторые руководители авиакомпаний, но мы сосредоточены на конкуренции и обеспечении отличной работы».

Он назвал выпад United «принятием желаемого за действительное» и удвоил усилия по реализации своей миссии по обеспечению низких тарифов, заявив, что цель United — «взимать с американских путешественников максимально высокие тарифы, чтобы они могли посетить людей и места, которые они любят».

United запустит 15 новых маршрутов в январе, включая новые рейсы из Ньюарка в Чаттанугу и Колумбию, расширенные рейсы из Хьюстона в шесть городов США и дополнительные рейсы из Чикаго (ORD), Ньюарка (EWR) и Лос-Анджелеса (LAX) в оплоты Spirit, такие как Орландо (MCO), Форт-Лодердейл (FLL) и Лас-Вегас (LAS).

Frontier также не сидит сложа руки. Она запускает 42 новых маршрута (20 были объявлены 26 августа, а 22 дополнительных — 4 сентября), многие из которых пересекаются с территорией Spirit.

Что это значит для путешественников

Непосредственное воздействие на пассажиров — это уменьшение доступности дешевых тарифов в пострадавших городах. Spirit Airlines долгое время была лидером по ценам, особенно на рынках отдыха, оказывая понижающее давление на тарифы в целом. С уходом Spirit существует вероятность повышения цен на билеты, особенно на небольших и средних рынках, таких как Чаттануга, Колумбия и Бойсе, где конкуренция со стороны ULCC и без того ограничена.

В соответствии с правилами Министерства транспорта США, путешественники, забронировавшие рейсы Spirit после 2 октября, будут иметь право на возврат средств. Авиакомпания обязалась уведомлять клиентов напрямую и оказывать помощь с перебронированием или возмещением.

Модель ULCC под давлением

Сокращение сети Spirit подчеркивает проблемы, с которыми сталкиваются ULCC на современном рынке США. Традиционная модель, построенная на высокой загрузке самолетов, плотной рассадке и ценообразовании a la carte, подверглась давлению со стороны растущих операционных расходов и меняющихся ожиданий пассажиров. Путешественники все чаще требуют надежности, гибкости расписания и большего комфорта, что оказывает давление на перевозчиков, которые полагаются на минимальный подход.

Кроме того, консолидация в отрасли затруднила конкуренцию небольшим и средним ULCC с более крупными сетевыми перевозчиками, обладающими большей финансовой устойчивостью. Срыв попыток слияния Spirit с Frontier и JetBlue — это огромная стратегическая неудача.

Spirit Airlines «полностью рассчитывает» остаться в эксплуатации «на долгие годы»

Spirit настаивает на том, что по-прежнему привержена работе в качестве самостоятельной ULCC.

Дункан Ди говорит, что Spirit не намерен никуда уходить.

«Spirit уже более 30 лет делает доступными для потребителей низкие тарифы», — сказал он. «Мы полностью рассчитываем продолжать делать это в течение многих лет».

Тем не менее, ее будущее остается крайне неопределенным. Отраслевые аналитики отмечают, что Spirit не достигала полной годовой прибыли с 2019 года, и с ростом конкурентного давления путь к восстановлению будет крутым. Некоторые предполагают, что еще одна попытка слияния может быть неизбежной, в то время как другие считают, что Spirit может потребоваться дальнейшее сокращение для достижения стабильности.

Решение уйти из 11 городов, включая крупные рынки Западного побережья, такие как Сан-Диего, Сан-Хосе и Портленд, наряду с небольшими станциями, такими как Чаттануга и Колумбия, знаменует собой поворотный момент для Spirit Airlines. Когда-то известная быстрой экспансией и агрессивной конкуренцией в области тарифов, авиакомпания теперь находится в режиме выживания, сокращаясь, чтобы сохранить ресурсы и защитить свои самые сильные узловые аэропорты.

Сможет ли эта более компактная сеть восстановить прибыльность, еще предстоит увидеть. Несомненно одно: сокращение сети Spirit изменит ландшафт ULCC, уменьшив конкуренцию и оставив путешественников с меньшим количеством вариантов бюджетных перевозок.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,