«Морской Один» приземлился внепланово: Трамп сменил вертолет в Англии
«Морской Один» приземлился в Англии из-за гидравлики: президент Трамп оперативно сменил вертолёт, избежав серьезных задержек в возвращении домой.
В четверг, 18 сентября, вертолет «Морской Один» (Marine One), перевозивший президента Дональда Трампа и первую леди Меланию Трамп, совершил вынужденную посадку на небольшом аэродроме в Англии. Инцидент задержал вылет президентского борта из Великобритании примерно на 20 минут.
Вертолет направлялся из Чекерса (Chequers), загородной резиденции премьер-министра Великобритании Кира Стармера, после совместной пресс-конференции. Пунктом назначения был лондонский аэропорт Станстед (London Stansted Airport, STN), расположенный примерно в 103 километрах (64 мили) к северо-востоку, где президента ожидал «Борт №1» (Air Force One) для возвращения в Вашингтон.
Пресс-секретарь Белого дома Каролина Леавитт подтвердила детали происшествия в своем заявлении.
«Из-за незначительной проблемы с гидравликой и в целях предосторожности пилоты совершили посадку на местном аэродроме, не долетев до аэропорта Станстед, где „Борт №1“ ждал их для возвращения в Вашингтон»,— сообщила Леавитт. «Президент и первая леди благополучно пересели на резервный вертолет».
Трамп и его супруга пересели на резервный вертолет и без дальнейших происшествий совершили короткий перелет в Станстед, где вскоре после 20-минутной задержки поднялись на борт «Борта №1».
Аэропорт Станстед, расположенный в 68 километрах (42 мили) к северо-востоку от центрального Лондона, является предпочтительным местом прибытия для иностранных высокопоставленных лиц, посещающих Великобританию. Его обширная инфраструктура и расположение за пределами загруженного воздушного пространства лондонских аэропортов Хитроу (Heathrow, LHR) и Гатвик (Gatwick, LGW) обеспечивают оперативную гибкость для прибытия и отправления VIP-персон. В российской практике для этих целей часто используют аэродромы, подобные Внуково или Шереметьево в Московском авиаузле.
«Морской Один»: Президентский вертолет за рубежом
«Морской Один» — это обозначение любого вертолета Корпуса морской пехоты США, перевозящего президента. Эти вертолеты, в основном, эксплуатируются Первым вертолетным эскадроном морской пехоты США (Marine Helicopter Squadron One, HMX-1) «Nighthawks» с авиабазы морской пехоты Квантико (Marine Corps Air Facility Quantico), штат Вирджиния. Текущий парк включает в себя Sikorsky VH-3D Sea King, VH-60N White Hawk и более новый VH-92A Patriot, все они имеют характерную ливрею «White Top» (белая верхняя часть).
Эти вертолеты не совершают дальние перелеты самостоятельно. С дальностью полета около 724 километров и максимальной скоростью около 257 км/ч (160 миль в час), такие модели, как VH-3D, подходят для выполнения задач на короткие и средние расстояния, например, для перелетов между Белым домом и Кэмп-Дэвидом. Для заграничных поездок вертолеты разбираются и транспортируются на борту военно-транспортных самолетов ВВС США, таких как C-17 Globemaster III или C-5M Super Galaxy. Экипажи HMX-1 затем собирают и тестируют их на месте, развертывая резервные подразделения и службу технической поддержки. Процедура похожа на транспортировку и подготовку правительственных вертолетов, используемых в России, например Ми-8.
Эскадрон поддерживает в общей сложности 35 вертолетов четырех типов (три вышеупомянутых, а также MV-22 Osprey, которые очень редко используются для перевозки президента), с экипажами, насчитывающими более 800 морских пехотинцев. Операции отличаются высоким уровнем безопасности: формирование до пяти идентичных вертолетов служит в качестве приманки, а также используются средства противодействия, такие как дипольные отражатели, тепловые ловушки и инфракрасные глушители. Весь персонал проходит проверку «Yankee White».
История и эволюция парка «Морского Один»
Президентские вертолетные перевозки начались в 1957 году, когда президент Дуайт Д. Эйзенхауэр использовал Bell UH-13J Sioux для короткой поездки в свою летнюю резиденцию в Пенсильвании. В 1958 году последовал Sikorsky H-34, который в 1961 году был заменен на VH-3A. VH-3D поступил на вооружение в 1978 году, а VH-60N — в 1987 году.
После событий 11 сентября требования к безопасности привели к реализации программы замены VXX. После отмены Lockheed Martin VH-71 Kestrel в 2009 году из-за перерасхода средств в размере 13 миллиардов долларов, Sikorsky заключил контракт на сумму 1,2 миллиарда долларов в 2014 году на VH-92A, созданный на базе S-92. Первый VH-92A совершил полет в качестве «Морского Один» в августе 2024 года, перевозя президента Джо Байдена в Чикаго.
HMX-1 также поддерживает высокопоставленных должностных лиц и гостей, часто взаимодействуя с «Бортом №1» на базах, таких как Объединенная база Эндрюс (Joint Base Andrews). Протоколы наземного обслуживания включают почетный караул морских пехотинцев в парадной форме, а вертолеты эскадрильи обычно перевозятся по воздуху — даже в режиме ожидания — для обеспечения поездок президента по миру.
Вчерашняя вынужденная посадка является редким сбоем в работе тщательно обслуживаемого парка. Последняя механическая неисправность произошла в 2006 году, когда «Морской Один» не завелся перед посадкой президента Джорджа Буша, что вынудило перейти на автомобильный кортеж.
Президент и первая леди покинули аэропорт Станстед вскоре после непродолжительной задержки, поднявшись на борт «Борта №1» для трансатлантического перелета домой. Официальные лица объяснили инцидент стандартными мерами предосторожности для гидравлических систем.