Вечные химикаты утопили мечту Цюриха о реке Глать
Цюрихский аэропорт столкнулся с серьезной проблемой при попытке вернуть реке Глать естественный вид: почва оказалась отравлена «вечными химикатами» PFAS.
ЦЮРИХ — В Швейцарии, как и во многих странах мира, действует правило: новые строительные проекты должны компенсировать ущерб окружающей среде. Аэропорт Цюрих (Flughafen Zürich), расширяясь и возводя новые объекты, также обязан проводить природоохранные мероприятия. Однако один из таких проектов преподнес неприятный сюрприз: обнаруженное в почве PFAS-загрязнение (ПФАС — пер- и полифторалкильные вещества) значительно удорожает работы по восстановлению реки Глать (Glatt). В результате аэропорт принял решение о приостановке большей части проекта.
Крупнейший авиаузел Швейцарии активно развивается. К северу от пирса A (Dock A) ведется строительство нового терминала и современной диспетчерской вышки — это лишь одна из текущих строительных площадок аэропорта. В рамках обязательств по компенсации экологического ущерба оператор аэропорта реализует проекты по восстановлению природных ландшафтов.
Ренатурализация реки Глать: планы и реальность
Одним из таких проектов является ренатурализация реки Глать на протяжении 3,2 километра. Предполагалось, что заключенная в бетонные берега река вернется к своему «естественному состоянию», — так говорилось в заявлении аэропорта о начале реализации «компенсационных мер» в апреле 2025 года. Однако пока что аэропорт завершит только первый этап проекта, так называемую «ревитализацию Глати».
При проведении почвенных проб было обнаружено, что «ранее использовавшиеся в сельском хозяйстве почвы и берега реки Глать загрязнены PFAS», — заявили представители аэропорта. При этом уровень загрязнения варьируется.
Хотя река Глать протекает в непосредственной близости от аэропорта, загрязненные территории находятся за пределами его границ. По словам оператора, «прямая связь» между деятельностью аэропорта или полетами и загрязнением не установлена.
PFAS, известные также как «вечные химикаты», с 1970-х годов широко используются в различных отраслях и продуктах и практически не разлагаются в окружающей среде.
Дополнительные расходы и неопределенность
Уже на первом этапе ревитализации Глати аэропорт столкнулся с «дополнительными расходами в миллионы [швейцарских] франков». Тем не менее, планируется завершить этот этап к концу 2026 года. Однако все остальные этапы проекта аэропорт Цюрих приостановил.
Как заявили представители аэропорта, правовая ситуация с PFAS-загрязненными почвами остается неясной. «Многие почвы загрязнены PFAS и должны классифицироваться как опасные отходы, что влечет за собой огромные дополнительные расходы». Аэропорт надеется на «скорейшие политические решения по обращению с PFAS на федеральном уровне».
Эта проблема актуальна не только для Швейцарии. Во многих странах ведется активная работа по исследованию и разработке методов очистки от PFAS. Подобные ситуации подчеркивают важность комплексного подхода к развитию инфраструктуры и учета экологических факторов на всех этапах реализации проектов.