Air India 171: Убийственный вопрос в кабине пилотов

Трагедия рейса Air India 171: вопрос второго пилота об отключении топлива капитаном вызвал массу вопросов, требующих тщательного расследования причин катастрофы.

Air India 171: обломки Boeing в жилом доме. Что привело к трагедии? Подробности расследования внутри.
Air India 171: обломки Boeing в жилом доме. Что привело к трагедии? Подробности расследования внутри.

Как гласит авиационная мудрость: «Неприятности на земле начинаются в небе». Эта фраза невольно вспоминается при ознакомлении с предварительными результатами расследования крушения рейса Air India 171, следовавшего из Ахмадабада в Лондон-Гатвик. Boeing 787−8 потерпел крушение, упав на жилой дом через 32 секунды после взлета, что привело к гибели 260 человек. Эта катастрофа, безусловно, является экстраординарным событием.

Первичные данные, опубликованные следственной комиссией, рисуют картину, которая заставляет задуматься даже опытных пилотов. Судя по расшифровке речевого самописца, перед самой трагедией в кабине произошел следующий диалог: один из пилотов спросил другого, зачем тот отключил подачу топлива в двигатели. Последовал отрицательный ответ.

У человека, проведшего тысячи часов в кабине лайнера, возникает больше вопросов, чем ответов. Что это было? Несчастный случай? Техническая неисправность? Или, что еще хуже, намеренное действие?

По данным Wall Street Journal и Bloomberg, роковую фразу произнес 32-летний второй пилот, Клайв К., обращаясь к 56-летнему капитану Сумиту С. Согласно должностным инструкциям, второй пилот выполнял функции Pilot Flying (пилотирующий пилот), а капитан — Pilot Monitoring (контролирующий пилот). Это стандартная практика, предназначенная для распределения нагрузки и повышения безопасности полета.

Однако есть еще один зловещий нюанс. Записи бортового самописца показывают, что подача топлива в двигатели была прекращена переключением тумблеров Fuel Control Switches из положения «RUN» в положение «CUTOFF» с интервалом в одну секунду. Два двигателя — и односекундный интервал. Это выглядит как последовательное, осознанное действие.

Однажды на Boeing 737, во время полета из Москвы во Владивосток, возникла проблема с одним из двигателей. Автоматика сработала, и он отключился. Был моментально выполнен чек-лист, определена причина (незначительный сбой в топливной системе), и двигатель благополучно перезапустили в воздухе. Но там сработала автоматика, а здесь — ручное отключение. Разница огромна.

Безусловно, делать окончательные выводы преждевременно. Расследование продолжается. Необходимо изучить техническое состояние самолета, записи камер наблюдения, проверить квалификацию и состояние экипажа. Возможно, имела место нештатная ситуация, которая заставила пилотов действовать подобным образом. Но даже в самых экстремальных ситуациях отключение подачи топлива в оба двигателя — это крайняя мера, применяемая лишь в случае неминуемой катастрофы.

Что дальше?

Следствию предстоит установить, что именно произошло в кабине Air India 171 в те трагические секунды. Была ли это роковая ошибка одного из пилотов, или за этим стоят более глубокие причины — покажет время. Но одно можно сказать наверняка: этот рейс вслепую навсегда останется черным пятном в истории авиации. И необходимо извлечь из этого горький урок, чтобы подобное никогда не повторилось. Ведь за каждой ошибкой в небе стоят человеческие жизни.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,