Air India 171: Кто «отрубил» топливо? Загадка крушения
крушение рейса Air India 171: комиссия расследует версию об отключении топлива пилотом, но профсоюзы призывают учитывать возможные технические неисправности.
Нью-Дели потрясен трагедией крушения Boeing 787−8 рейса Air India 171. 260 жизней оборвались на взлете, и предварительная причина — внезапное прекращение подачи топлива. Как это случилось? И было ли это случайностью? Разберемся в ситуации, опираясь на факты.
Первый отчет комиссии по расследованию представил крайне неприятную версию: расширенное самоубийство одного из пилотов.
Что известно из «черных ящиков»?
Приведем дословную цитату: «Самолет достиг максимальной зарегистрированной скорости в 180 узлов IAS около 08:08:42 UTC, и сразу после этого переключатели управления топливом двигателя №1 и двигателя №2 последовательно перешли из положения RUN в положение CUTOFF с интервалом в одну секунду».
Далее: «В записи речевого самописца слышно, как один из пилотов спрашивает другого, зачем он выключил двигатели. Другой пилот ответил, что он этого не делал».
Расследование предполагает двойную игру. Кто-то отключил топливо, и этот «кто-то» отрицает свою причастность. За штурвалом находился 32-летний второй пилот, а командовал 56-летний капитан. Классическая схема CRM (Crew Resource Management), возможно, дала сбой.
Boeing 787−8, едва оторвавшись от земли, стремительно теряет высоту.
Через 10–14 секунд переключатели топлива снова возвращаются в положение RUN. Автоматически запускается перезапуск двигателей, но времени и высоты уже недостаточно. «Боинг» врезается в жилой дом недалеко от аэропорта. Катастрофа.
Следствие продолжается. По словам следователей, пока нет оснований для каких-либо директив Boeing или производителю двигателей GE.
«Нет однозначного вывода»
Пилотские профсоюзы призывают к осторожности в выводах. «Из отчета нельзя сделать однозначный вывод о преднамеренных действиях», — заявляет Vereinigung Cockpit, немецкий аналог профсоюза летного состава. Нельзя сразу делать поспешные выводы. Технические аспекты, системные сбои требуют тщательной проверки.
Переключатели Fuel Control Switches оснащены специальной блокировкой, так называемым «Locking Feature». Это как предохранитель, который должен предотвратить случайное выключение. Но, как показывает практика, и здесь возможны проблемы.
FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) еще в 2018 году выпустило бюллетень, предупреждающий о возможных проблемах с этими блокировками на Boeing 737. Конструкция на разных моделях «Боингов» имеет схожие элементы, поэтому нельзя исключать вероятность аналогичной неисправности и на 787-м.
На потерпевшем крушение самолете Throttle Control Module, где расположены переключатели топлива, менялся в 2019 и 2023 годах согласно регламенту производителя. Но это не исключает возможность скрытых дефектов, возникших в промежутке между заменами.
Etihad Airways проводит проверки
Boeing пока не считает необходимым предпринимать какие-либо действия. Однако Etihad Airways решила проверить блокировку Fuel Control Switches на своих 787-х, не дожидаясь рекомендаций «Боинга».
Преждевременные выводы делать нельзя. Необходимо изучить все детали, записи и показания. Но очевидно одно: в кабине Boeing 787−8 рейса Air India 171 произошло что-то нештатное, что привело к трагедии. Предстоит разобраться в причинах катастрофы, чтобы подобное не повторилось. Безопасность полетов — главный приоритет.