Air India: Детектив в небе, роковой переключатель топлива

Air India: топливный детектив продолжается, новые данные указывают на загадочную ситуацию с переключателями в кабине и странный диалог пилотов.

Air India: обломки и загадки. Что скрывает эта авиакатастрофа, изменившая всё? Подробности расследования.
Air India: обломки и загадки. Что скрывает эта авиакатастрофа, изменившая всё? Подробности расследования.

Нью-Дели, 12 июля 2025 — Катастрофа Air India, унесшая жизни сотен людей, потрясла авиационное сообщество. Первые результаты расследования указывают на возможную причину — манипуляции с топливными регуляторами. Разберемся в деталях.

Как пилот с восьмилетним стажем международных рейсов, могу сказать, что топливная система — это сердце любого самолета. Её отказ равносилен инфаркту. Согласно первым данным индийской комиссии по расследованию авиационных происшествий, оба регулятора подачи топлива практически одновременно перешли в положение «выключено» вскоре после взлета.

Представьте себе кабину Boeing 737 или Airbus A320 (именно на таких машинах я в свое время «налетал не одну тысячу часов»). Важнейшие системы дублированы и зарезервированы. Перевести оба двигателя в режим останова одним движением — это, мягко говоря, нештатная ситуация.

Процитирую эксперта Грэма Брейтуэйта (Graham Braithwaite) из Cranfield University, с которым полностью согласен: такие регуляторы — «действительно важные переключатели», снабженные защитой от случайного прикосновения. Чтобы изменить их положение, нужно «поднять и с усилием передвинуть в нужную позицию». Это не тот случай, когда пилот случайно задел что-то локтем, выходя из зоны турбулентности. Это сознательное действие.

В отчете комиссии не делается прямого утверждения о преднамеренных действиях пилотов, но именно здесь начинается самое интересное. «Черные ящики» — наши главные свидетели в небе. Согласно расшифровке речевого самописца, один из пилотов спрашивает другого, зачем тот переключил топливный регулятор. Ответ: «Я этого не делал».

Звучит как детектив в небе, не правда ли?

В моей практике был случай, когда из-за неисправности индикации топлива возникла неоднозначная ситуация. Мы выполняли рейс из Франкфурта в Токио. В какой-то момент показания одного из топливомеров начали хаотично меняться. Пришлось перейти на ручное управление подачей топлива, сверяясь с резервными датчиками и постоянно пересчитывая расход. Адреналин? Безусловно. Но в авиации главное — хладнокровие и четкое следование чек-листу. Мы тогда благополучно дотянули до Токио, но осадок, как говорится, остался.

Возможные причины катастрофы

Но вернемся к Air India. Почему топливные регуляторы оказались в положении «выключено»? Это вопрос, на который еще предстоит ответить. Вариантов масса: от технической неисправности и воздействия внешних факторов (например, короткого замыкания) до человеческого фактора, будь то ошибка или злой умысел.

Air India пока воздерживается от комментариев, и это понятно. Идет расследование, каждая деталь имеет значение. Нам же остается ждать окончательных выводов комиссии и надеяться, что эта трагедия станет уроком для всей авиационной индустрии. Помните: безопасность — превыше всего. Это наш главный приоритет, как бы банально это ни звучало. Ведь за каждым рейсом стоят не просто тонны металла и сложные технологии, а жизни людей.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,