B-2 Spirit: 36 лет полета «невидимки» в цифрах
B-2 Spirit отмечает 36 лет: узнайте, почему списание этих уникальных самолетов планируется, несмотря на их высокую боевую эффективность в операциях.
Сегодня мы отмечаем годовщину легенды — B-2 Spirit, он же «Дух». 17 июля 1989 года этот самолёт-«невидимка» впервые поднялся в небо, стартовав с завода №42 в Палмдейле и приземлившись на авиабазе Эдвардс. За штурвалом тогда находились тестовый пилот Брюс Хайндс и командир испытательной группы B-2 полковник Ричард Кауч. Первый полёт длился чуть больше двух часов и прошёл с выпущенным шасси. Безопасность превыше всего, даже для «стелса».
За 36 лет этот самолёт оброс легендами и впечатляющими цифрами. Рассмотрим его основные показатели.
Цена вопроса
2 100 000 000 долларов (или, с учётом инфляции 2024 года, 4,17 миллиарда долларов) — именно столько стоила программа разработки, тестирования, инженерии и производства каждого самолёта. Цифра астрономическая, но за «невидимость» и уникальные возможности приходится платить.
Тяжеловес
Максимальный взлётный вес B-2 — 336 500 фунтов (около 152,6 тонны). Впечатляет, особенно учитывая его конструкцию.
Штучный товар
Всего было построено 21 бомбардировщик (20 в строю, 1 тестовый). Производство штучное, и каждый самолёт — уникальный экземпляр.
Размах крыльев
Размах крыльев B-2 на 20 футов (около 6 метров) больше, чем у Boeing 767. 172 фута (B-2) против 152 футов (767).
Высота
Боевой потолок B-2 — более 50 000 футов (около 15 километров).
Грузоподъёмность
B-2 может нести полезную нагрузку в 20 тонн.
Инциденты
В истории B-2 было 4 крупных инцидента. Авария 23 февраля 2008 года, когда «Spirit of Kansas» разбился на Гуаме из-за конденсата в датчике, исказившего данные о скорости. В 2010 году «Spirit of Washington» сильно пострадал от пожара, и на его восстановление ушло больше двух лет. В декабре 2022 года B-2 совершил экстренную посадку из-за неисправности, что привело к временной приостановке полетов всего флота. В мае 2024 года стало известно о планах списания этих самолётов.
Боевое крещение
B-2 дебютировал в бою в 1999 году во время операции «Союзная сила». Тогда два B-2 вылетели с авиабазы Уайтмен в Миссури, провели в воздухе более 31 часа, нанесли удары по целям в Косово и вернулись домой. За первые восемь недель операции B-2 выполнил менее 1% всех вылетов, но уничтожил 33% целей.
Рекордсмен
Самая длительная боевая миссия в истории авиации — 44 часа. В 2001 году шесть B-2, включая «Spirit of America», первыми вошли в воздушное пространство Афганистана. Один из них совершил 45-минутный «пит-стоп» с работающими двигателями, прежде чем пролететь ещё 30 часов обратно в Миссури.
Вооружение
B-2 несёт 80 бомб Mk-82 во внутренних отсеках.
Скрытность
Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) B-2 оценивается в 0,1 м². Для сравнения, у B-52 этот показатель — 100 м².
B-2 Spirit — это символ инженерной мысли и технологического превосходства. Несмотря на высокую стоимость и отдельные проблемы, он остаётся одним из самых передовых и эффективных бомбардировщиков в мире.