Boeing 737 MAX: полет отложен, горизонт сертификации далек
Сертификация Boeing 737 MAX затягивается из-за системы противообледенения: перегрев композитных материалов ставит под угрозу сроки поставок и планы авиакомпаний.
Авиастроительная корпорация Boeing вновь сталкивается с серьезными трудностями в процессе сертификации своих новейших узкофюзеляжных лайнеров 737 MAX 7 и 737 MAX 10. Согласно сообщениям немецких авиационных СМИ, регуляторы, вероятно, не выдадут разрешение на их эксплуатацию в течение 2025 года. Это ставит под угрозу планы многих авиакомпаний, в том числе и европейского лоукостера Ryanair.
Ryanair рассчитывает на MAX 10, но сроки под вопросом
Ryanair, крупнейший авиаперевозчик Европы, выражает растущую обеспокоенность задержками. Компания запросила у Boeing повторное подтверждение сроков поставки 737 MAX 10. В настоящее время Ryanair планирует получить первые 15 самолетов этого типа к летнему расписанию 2027 года. Эти самолеты могли бы сыграть важную роль в расширении сети маршрутов и повышении эффективности авиакомпании, особенно на направлениях, где востребованы самолеты большей вместимости, чем Boeing 737–800, которые сейчас составляют основу флота Ryanair.
Проблемы с сертификацией: причина — технические недоработки
Изначально Boeing рассчитывал получить сертификаты на 737 MAX 7 и 737 MAX 10 до конца текущего года. Однако, по информации портала «The Air Current» (известного своими связями в Boeing), Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) может одобрить эти самолеты не раньше начала 2026 года.
Основная причина задержки — необходимость устранения известной проблемы, связанной с системой противообледенения двигателей на моделях 737 MAX 8 и 737 MAX 9. Сейчас работа системы противообледенения в сухих условиях ограничена пятью минутами. Превышение этого лимита может привести к перегреву композитных материалов и, в худшем случае, к отрыву входной кромки воздухозаборника двигателя. Эта проблема требует тщательной доработки и тестирования, прежде чем FAA выдаст окончательное одобрение.
Стратегическая важность MAX 10 и конкуренция с Airbus
Базовая модель 737 MAX 8 получила сертификат FAA еще в 2017 году, а предсерийный образец 737 MAX 10 покинул цех покраски в ноябре 2019 года. Таким образом, 737 MAX 7 и 737 MAX 10 существенно отстают от графика. В то время как Boeing планирует начать поставки 737 MAX 7 для переоборудования в бизнес-джеты и для авиакомпании WestJet в 2026 году, 737 MAX 10 имеет ключевое значение для успеха всей программы Boeing 737 MAX.
Этот самолет является прямым конкурентом Airbus A321neo, пользующегося огромным спросом на рынке узкофюзеляжных лайнеров. В последние годы наблюдается тенденция к выбору именно топовых моделей в этом сегменте. Boeing имеет 355 заказов на 737 MAX 7 и 1406 заказов на 737 MAX 10. Эти цифры говорят о том, насколько важны эти модели для будущего компании.
Airbus может отказаться от A319neo
Интересно, что у Airbus разрыв между «младшей» и «старшей» моделями в конкурирующей программе A320neo еще более выражен. На 57 заказанных A319neo приходится 7064 A321neo. В связи с этим Airbus рассматривает возможность прекращения производства A319neo. Таким образом, Boeing 737 MAX 7 и Airbus A319 могут оказаться конкурентами лишь на короткий срок. Это подчеркивает важность для Boeing скорейшего решения проблем с сертификацией, чтобы 737 MAX 7 смог занять свою нишу на рынке.
В заключение
Задержки с сертификацией 737 MAX 7 и 737 MAX 10 создают серьезные проблемы для Boeing. Успех этих моделей критически важен для конкурентоспособности компании на рынке узкофюзеляжных самолетов и укрепления ее позиций в противостоянии с Airbus. Boeing необходимо приложить все усилия для скорейшего устранения технических недоработок и получения необходимых разрешений от регулирующих органов. В противном случае компания рискует упустить значительную часть рынка и потерять доверие клиентов.