Боинг и Embraer: чудо в небе над Дакотой
Разбор инцидента над Дакотой: едва не столкнулись Boeing B-52 и Embraer E175, выполнявший рейс Delta, пилотам пришлось совершить агрессивный маневр.
Приветствую, коллеги и все неравнодушные к небу! Как говорится, нештатная ситуация — это штатная работа экипажа. И вот вам свежий пример из-за океана, который заставляет задуматься о безопасности полётов и взаимодействии гражданской и военной авиации.
Недавно, 23 июля 2025 года, в небе над городом Майнот, штат Северная Дакота, едва не произошло столкновение: региональный Embraer E175 авиакомпании SkyWest, выполнявший рейс Delta 3788, чуть не встретился с бомбардировщиком Boeing B-52 Stratofortress ВВС США.
Итак, что произошло? Вечер, заход на посадку, экипаж E175 (на борту пассажиры), и вдруг — силуэт B-52. Представьте себе: восемь двигателей, размах крыльев под 56 метров. Заметить такое в последний момент — задача не из простых. К чести пилотов Embraer, они сработали отлично. Как сообщил командир пассажирам, диспетчер попросил их отклониться вправо, где и возникла опасная ситуация.
«Агрессивный маневр уклонения», как выразились в прессе. Звучит кинематографично, но суть передает верно: пилотам пришлось выжимать из машины максимум, чтобы избежать столкновения. К счастью, в данной ситуации обошлось без жертв и разрушений.
Что говорят стороны?
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) начало расследование. SkyWest отмечает, что посадка была разрешена диспетчером, но пришлось уклоняться. А что же ВВС? Оказывается, B-52 участвовал в плановом пролете над ярмаркой штата, своего рода воздушном параде. Причем, по информации военных, план полета был согласован с диспетчерской службой аэропорта Майнот.
Приводим заявление ВВС: «Экипаж B-52 связался с диспетчерской службой (RAPCON) для подготовки к пролету, согласовав план пролета как с RAPCON, так и с диспетчерской вышкой международного аэропорта Майнот. В 19:40 экипаж B-52 сообщил диспетчерской службе, что покидает точку ожидания в направлении ярмарки».
Вероятно, проблема в деталях. По версии ВВС, диспетчер не сообщил экипажу B-52 о приближающемся пассажирском самолете. Почему? Этот вопрос сейчас и выясняется в ходе расследования.
О безопасности полётов
Этот инцидент — тревожный звонок. Он напоминает о важности четкой координации между гражданской и военной авиацией, особенно в районах, где они активно взаимодействуют. Нельзя полагаться только на визуальный контакт. Необходимы современные системы контроля воздушного пространства, точное соблюдение процедур и постоянное обучение персонала.
Надеюсь, расследование FAA расставит все точки над «i», и мы получим четкое понимание причин произошедшего. И главное — будут приняты меры, чтобы подобные ситуации больше не повторялись. Ведь в небе нет места для случайностей.
P. S. В заключение напомним о трагедии, произошедшей в январе в Вашингтоне, когда столкновение пассажирского CRJ-700 и военного вертолета привело к гибели 67 человек. К сожалению, эта трагедия — еще одно напоминание о цене ошибки в авиации.