Гиперзвуковой «Буревестник» Talon A-2 взмывает в небо
После успешного испытания Talon A-2 компания Stratolaunch планирует значительно увеличить частоту тестовых полетов, сокращая время подготовки аппарата до нескольких недель.
24 марта 2025 года — дата, которую стоит отметить авиационным энтузиастам. Именно тогда многоразовый гиперзвуковой аппарат Talon A-2 успешно завершил свой второй испытательный полет, преодолев отметку в Мах 5. «Буревестник» (именно так переводится название Talon) впечатляюще сорвался с пилона гигантского Roc!
Roc: Гигант Воздушного Старта
«Roc» — уникальный аппарат. Scaled Composites воплотили в жизнь концепцию самолета с двумя фюзеляжами. Размах крыльев — 117 метров! Это больше, чем у любого другого самолета в мире. Шесть турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney и максимальный взлетный вес в 590 тонн делают его идеальной платформой для запуска в гиперзвуковую эру.
В ходе испытания Roc поднял Talon A-2 на высоту 6 километров и отпустил его. Двигатель Hadley от Ursa Major, работающий на жидком кислороде и керосине, выдал тягу в 2.2 тонны, разогнав аппарат до гиперзвуковой скорости. Далее последовала серия маневров с высокими перегрузками.
После автономной посадки на базе Ванденберг инженеры извлекли полезную нагрузку, в том числе инерциальную измерительную установку Northrop Grumman. Она собирает данные о навигации и других параметрах полета. Информация — ключевой элемент для достижения поставленной цели.
Цель Stratolaunch: Ускорение Гиперзвуковых Технологий
Stratolaunch, компания, разработавшая Talon A-2, ставит перед собой амбициозную задачу: «Ускорить развитие гиперзвуковых технологий». Аппарат должен стать многоразовым испытательным стендом, способным летать со скоростью не менее Мах 5, нести экспериментальную нагрузку и совершать управляемую посадку.
Частота испытаний — еще один важный момент. Stratolaunch проводит эти тесты по заказу Test Resource Management Center (TRMC) в рамках программы MACH-TB, направленной на увеличение частоты испытаний гиперзвуковых систем.
«Демонстрация повторного использования полностью восстанавливаемых гиперзвуковых аппаратов — важная веха для MACH-TB», — заявил директор TRMC Джордж Рамфорд. «Уроки, извлеченные из этой тестовой кампании, помогут нам сократить время подготовки аппаратов с месяцев до недель».
Возвращение к Гиперзвуку: Наследие X-15
Эти испытания напоминают об X-15, американской программе 50−60-х годов. Тогда гиперзвуковые ракетные самолеты X-15 запускались с модифицированных бомбардировщиков B-52. С 1959 по 1968 год 12 пилотов совершили 199 полетов на трех X-15, достигнув скоростей выше Мах 6 и высот более 76 километров.
Спустя десятилетия США возвращаются к активным испытаниям гиперзвуковых технологий. Китай и другие страны также проявляют интерес к этой сфере.
Помимо Stratolaunch, разработками в этой области занимается Rocket Lab со своей ракетой HASTE. Гиперзвук — один из главных трендов в современной авиации и космонавтике. Активное участие частных компаний в этих разработках говорит о многом.
Гиперзвук — это не просто скорость. Это новые материалы, новые двигатели, новые системы управления. Это возможность доставлять грузы и пассажиров в любую точку мира за считанные часы, новые горизонты для исследований и открытий, а также стратегическое преимущество. Эпоха гиперзвука только начинается.