Гиперзвуковой «Буревестник» Talon A-2 взмывает в небо

После успешного испытания Talon A-2 компания Stratolaunch планирует значительно увеличить частоту тестовых полетов, сокращая время подготовки аппарата до нескольких недель.

«Буревестник» в лучах заката: сверхзвуковой Talon A-2 возвращается к испытаниям! Что скрывается за этим полетом?
«Буревестник» в лучах заката: сверхзвуковой Talon A-2 возвращается к испытаниям! Что скрывается за этим полетом?

24 марта 2025 года — дата, которую стоит отметить авиационным энтузиастам. Именно тогда многоразовый гиперзвуковой аппарат Talon A-2 успешно завершил свой второй испытательный полет, преодолев отметку в Мах 5. «Буревестник» (именно так переводится название Talon) впечатляюще сорвался с пилона гигантского Roc!

Roc: Гигант Воздушного Старта

«Roc» — уникальный аппарат. Scaled Composites воплотили в жизнь концепцию самолета с двумя фюзеляжами. Размах крыльев — 117 метров! Это больше, чем у любого другого самолета в мире. Шесть турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney и максимальный взлетный вес в 590 тонн делают его идеальной платформой для запуска в гиперзвуковую эру.

В ходе испытания Roc поднял Talon A-2 на высоту 6 километров и отпустил его. Двигатель Hadley от Ursa Major, работающий на жидком кислороде и керосине, выдал тягу в 2.2 тонны, разогнав аппарат до гиперзвуковой скорости. Далее последовала серия маневров с высокими перегрузками.

После автономной посадки на базе Ванденберг инженеры извлекли полезную нагрузку, в том числе инерциальную измерительную установку Northrop Grumman. Она собирает данные о навигации и других параметрах полета. Информация — ключевой элемент для достижения поставленной цели.

Цель Stratolaunch: Ускорение Гиперзвуковых Технологий

Stratolaunch, компания, разработавшая Talon A-2, ставит перед собой амбициозную задачу: «Ускорить развитие гиперзвуковых технологий». Аппарат должен стать многоразовым испытательным стендом, способным летать со скоростью не менее Мах 5, нести экспериментальную нагрузку и совершать управляемую посадку.

Частота испытаний — еще один важный момент. Stratolaunch проводит эти тесты по заказу Test Resource Management Center (TRMC) в рамках программы MACH-TB, направленной на увеличение частоты испытаний гиперзвуковых систем.

«Демонстрация повторного использования полностью восстанавливаемых гиперзвуковых аппаратов — важная веха для MACH-TB», — заявил директор TRMC Джордж Рамфорд. «Уроки, извлеченные из этой тестовой кампании, помогут нам сократить время подготовки аппаратов с месяцев до недель».

Возвращение к Гиперзвуку: Наследие X-15

Эти испытания напоминают об X-15, американской программе 50−60-х годов. Тогда гиперзвуковые ракетные самолеты X-15 запускались с модифицированных бомбардировщиков B-52. С 1959 по 1968 год 12 пилотов совершили 199 полетов на трех X-15, достигнув скоростей выше Мах 6 и высот более 76 километров.

Спустя десятилетия США возвращаются к активным испытаниям гиперзвуковых технологий. Китай и другие страны также проявляют интерес к этой сфере.

Помимо Stratolaunch, разработками в этой области занимается Rocket Lab со своей ракетой HASTE. Гиперзвук — один из главных трендов в современной авиации и космонавтике. Активное участие частных компаний в этих разработках говорит о многом.

Гиперзвук — это не просто скорость. Это новые материалы, новые двигатели, новые системы управления. Это возможность доставлять грузы и пассажиров в любую точку мира за считанные часы, новые горизонты для исследований и открытий, а также стратегическое преимущество. Эпоха гиперзвука только начинается.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,