«Конкорд»: Пламя в небе, конец сверхзвуковой мечты

«Конкорд»: трагедия 25-летней давности в Париже, оборвавшая жизни 113 человек, заставляет задуматься о компромиссах между скоростью, безопасностью и экономикой.

Обломки мечты: искореженный двигатель «Конкорда» — символ трагедии, оборвавшей эпоху сверхзвука. Что скрывает эта катастрофа?
Обломки мечты: искореженный двигатель «Конкорда» — символ трагедии, оборвавшей эпоху сверхзвука. Что скрывает эта катастрофа?

Париж, 25 июля. 25 лет назад в этот день пассажиры, предвкушавшие карибский круиз, так и не поднялись в небо на борту легендарного «Конкорда». Всего через пару минут после взлета сверкающий лайнер превратился в огненный ад. 113 жизней оборвались в одно мгновение. Сегодня мы вспоминаем эту катастрофу, поставившую точку в истории сверхзвуковой авиации.

Роковой рейс

Для почти сотни немцев этот рейс на зафрахтованном «Конкорде» должен был стать роскошным началом долгожданного круиза. Роскошный трансатлантический перелет — как на ладони, но судьба распорядилась иначе. Спустя минуты после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль мечта разбилась о реальность.

185-тонный «Конкорд», полный топлива, рухнул на отель в пригороде Гонесс, превратившись в гигантский огненный шар. 113 погибших, 97 из которых — граждане Германии. Четыре человека погибли на земле. Эта трагедия стала началом конца мифа о сверхзвуковом пассажирском самолете.

«У вас пламя сзади!»

«У вас пламя сзади!» — отчаянно кричал диспетчер парижского аэропорта пилоту Кристиану Марти, когда элегантный лайнер с дельтовидным крылом набирал скорость на взлетной полосе 21. Прервать взлет уже было невозможно — скорость была слишком велика. Экипаж пытался дотянуть до небольшого парижского аэропорта Ле Бурже, но безуспешно.

Новость о крушении самолета, развивающего скорость более 2000 километров в час, облетела мир, особенно остро отозвавшись в Германии. Шлезвиг-гольштейнская круизная компания Deilmann зафрахтовала этот рейс в Нью-Йорк. 99 пассажиров должны были отправиться в Карибский бассейн на лайнере MS Deutschland. Практически все они были немцами, многие из Северного Рейна-Вестфалии, 13 — из Мёнхенгладбаха.

На борту находилась и немецкая стюардесса Бригитте Крузе из Вареля (район Фризия), единственная немка, работавшая на рейсах «Конкорда» авиакомпании Air France. Позже Франция наградила ее орденом Почетного легиона. Ассоциация персонала «Конкорда» вспоминала, что работа на этом самолете была ее мечтой. «Конкорд был ее жизнью»,— вспоминали коллеги.

Причина катастрофы

Расследование показало, что причиной катастрофы стал 40-сантиметровый кусок металла, оброненный ранее взлетевшим DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Этот фрагмент системы реверса тяги был заменен в Хьюстоне за несколько недель до трагедии, но, согласно отчету французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA), деталь не соответствовала спецификациям производителя и была установлена с нарушениями.

На высокой скорости «Конкорд» наехал на этот кусок металла, что вызвало цепную реакцию. Покрышка шасси лопнула, осколки пробили топливный бак, и вытекающий керосин воспламенился. По данным BEA, взлетающий «Конкорд» был на тонну тяжелее допустимого, но это не повлияло на ход событий.

Позже апелляционный суд признал, что американская авиакомпания не несет уголовной ответственности. Около 700 родственников погибших получили компенсации на общую сумму в сотни миллионов евро.

Закат легенды

Эта трагедия ускорила закат «Конкорда», который за три с половиной часа доставлял пассажиров из Европы в Нью-Йорк на скорости, вдвое превышающей скорость звука. Звезды, знаменитости и топ-менеджеры наслаждались на борту шампанским и икрой. Но из-за огромного расхода топлива и дорогостоящего обслуживания эксплуатация «Конкорда» была чрезвычайно дорогой.

«Я помню, как в те годы многие мои коллеги — пилоты, да и я сам — завидовали тем, кто летал на „Конкордах“. Это был своего рода „высший пилотаж“, вершина карьеры. Но, как говорится, „не все то золото, что блестит“. Экономика, безопасность — это всегда компромисс».

Три года спустя British Airways и Air France вывели устаревшие «Конкорды» из эксплуатации. Французско-британский проект так и не оправдал экономических надежд.

В день 25-й годовщины катастрофы «Конкорда» в аэропорту Шарль-де-Голль пройдет траурная церемония. Родственники погибших возложат венки к мемориалу, созданному немецким скульптором Рольфом Крёгером, уроженцем Вареля, как и стюардесса Бригитте Крузе. В 16:44, в момент катастрофы, память жертв почтят минутой молчания.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,