Конфликт как катализатор: взлет немецкой индустрии дронов
Военные конфликты как «турбина» для немецкой индустрии дронов: несмотря на доминирование оборонного сектора, растет спрос и на гражданское применение беспилотников.
Как говорят мои коллеги, «в авиации мелочей не бывает». Но есть факторы, которые ускоряют процессы, подобно турбине, разгоняющей самолет перед взлетом. И, к сожалению, одним из таких «ускорителей» являются военные конфликты. Сегодня поговорим о том, как события в Украине и других регионах влияют на немецкую индустрию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их чаще называют, дронов.
Немецкий союз авиационной и космической промышленности (BDLI), организация, представляющая интересы примерно 260 компаний с общим годовым оборотом в 52 миллиарда евро и штатом в 120 000 сотрудников, констатирует факт: спрос на немецкие беспилотные системы военной разведки и применения в военных конфликтах резко возрос. Как заявила генеральный директор BDLI Мари-Кристин фон Хан, инновационные циклы развиваются с головокружительной скоростью. «То, что вчера было стартапом в гараже, завтра уже запущено в серийное производство».
Как пилот, я хорошо понимаю, что значит «выйти на эшелон» в короткие сроки. Помню, как в середине 2000-х, еще летая на Boeing 737, мы с коллегами обсуждали перспективы БПЛА — казалось, это далекое будущее. Сейчас это реальность, и темпы ее развития поражают.
При этом BDLI не решается давать конкретные оценки оборота для этого еще молодого сегмента рынка. Однако, по данным мониторинга, охватывающего 30 компаний, выручка в прошлом году увеличилась на 9 процентов. И, судя по всему, ожидаются еще более крупные сделки. Количество сотрудников в этой отрасли за год выросло примерно на 24 процента и достигло 7700 человек.
Военный и гражданский секторы: два направления развития
Интересный факт: около 70 процентов немецких производителей дронов ориентированы на военный сектор. Это своего рода «рейс вслепую», когда приходится полагаться на сложные расчеты и технологии. Но не стоит думать, что вся индустрия — это только военные разработки.
В гражданском секторе также наблюдается прогресс в разработке конкретных применений и бизнес-моделей. BDLI считает, что использование гражданских дронов в Германии, при конструктивном сопровождении государства как регулятора, может стать выгодным для немецкого общества. Важно и то, что общественное признание этой технологии неуклонно растет.
Я уверен, что будущее за комплексным использованием дронов — от доставки почты до инспекции линий электропередач, от сельского хозяйства до мониторинга окружающей среды. Главное — четкие правила, соблюдение безопасности и постоянное обучение персонала. Как говорится, «чек-лист» должен быть выполнен на отлично.
Возможно, настанет день, когда мы сможем «включить автопилот» и полностью довериться этим технологиям. Но пока важно сохранять бдительность и помнить, что в авиации, как и в жизни, важна каждая деталь.