Бюхель: F-35 взлёт отложен из-за взрывного роста цен
Бюхель ждет F-35: перевооружение немецкой авиабазы под американские стелс-истребители столкнулось с трехкратным увеличением бюджета из-за особенностей инфраструктуры.
Коллеги, сегодня мы держим штурвал в направлении Германии, а точнее — авиабазы Бюхель. Новость, как говорится, пришла с эшелона FL350 — это примерно 10 000 метров для тех, кто не в теме. Похоже, проект перевооружения этого немецкого аэродрома под F-35, те самые стелс-истребители, входит в зону серьезной турбулентности.
Итак, что у нас в «чек-листе»?
- Цена вопроса: Изначально заявленная стоимость в 700 миллионов евро уже превратилась в 1,948 миллиарда. И, по неофициальным данным, обсуждается приближение к отметке в 2 миллиарда. Экипаж, пристегните ремни, похоже, это только начало.
- Зачем это все: Германия закупила 35 F-35 у США. Эти самолеты должны заменить устаревшие Tornado в рамках программы «ядерного участия» НАТО. Проще говоря, в случае серьезной угрозы у немецких пилотов будет доступ к американским атомным бомбам.
- Дедлайн: Первые F-35 должны приземлиться в Бюхеле в 2027 году. Срок амбициозный, учитывая, что речь идет не просто о замене самолета, а о создании абсолютно новой инфраструктуры.
- Причины подорожания: Официально — «особенности в стройке» и рост цен на материалы. Неофициально — еще и раздутый штат сотрудников, чтобы успеть в срок.
- Секретный ингредиент: Американцы поставили условие — никаких китайских комплектующих. Ни стали, ни чипов. И это логично, учитывая, что речь идет об объекте стратегической важности.
Личный опыт: Помню, летел я как-то из Франкфурта в Шанхай. Перед вылетом нам сообщили, что рейс задерживается из-за проблем с поставкой запчастей. Оказалось, что нужная деталь производится только в Китае, а из-за санкций ее не могли вовремя доставить. В итоге, пассажиры «выпили все соки» из Duty Free, а мы улетели на 6 часов позже. Так что, ограничение на китайские комплектующие в Бюхеле — это хоть и дорого, но оправдано с точки зрения безопасности.
Что в итоге?
История с Бюхелем — это классический пример того, как военные проекты раздуваются в цене. С одной стороны, F-35 — это современная, технологичная машина, которая требует соответствующей инфраструктуры. С другой стороны, надо держать руку на пульсе и следить, чтобы деньги налогоплательщиков не улетели в стратосферу.
Вспоминается фраза одного моего старого инструктора: «Каждый рубль, потраченный на авиацию, должен летать». Похоже, в случае с Бюхелем, это правило пока что даёт сбой. Но будем надеяться, что немецкие инженеры смогут вывести этот проект из зоны турбулентности и успешно набрать эшелон. До связи, коллеги, и мягкой посадки!