FAA против Индии: поспешные выводы в деле Air India
Крушение Air India: FAA спешит с выводами, отрицая механическую поломку, однако индийские следователи изучают версию об электрическом пожаре, вызвавшем отключение двигателей.
Трагедия в Ахмадабаде (Индия) 12 июня 2025 года, когда Boeing 787−8 авиакомпании Air India, выполнявший рейс AI171 в лондонский аэропорт Гатвик (Gatwick), рухнул на жилой комплекс вскоре после взлета, унеся жизни 260 человек, продолжает вызывать споры. В то время как индийские следователи из AAIB (Aircraft Accident Investigation Bureau) рассматривают все возможные причины, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) неожиданно выступило с заявлением, исключающим одну из версий.
Хроника катастрофы
Самолет начал набирать высоту, когда оба двигателя потеряли тягу. Диспетчеры не успели ничего предпринять: всего через 32 секунды после отрыва от взлетно-посадочной полосы Dreamliner превратился в груду обломков. Подобные катастрофы вызывают широкий общественный резонанс, заставляя специалистов искать ответы на вопрос: что пошло не так?
FAA торопится с выводами?
Страны, оказывающие содействие в расследовании авиакатастроф, обычно воздерживаются от публичных комментариев до завершения официального расследования. Однако FAA нарушило эту традицию.
«Мы уверены, что не было никаких механических проблем с блоком управления топливом на этом Боинге», — заявил администратор FAA Брайан Бедфорд (Bryan Bedford) журналистам во время мероприятия в Ошкоше (Oshkosh), штат Висконсин. Он также исключил версию «случайного» переключения тумблеров. По данным агентства Reuters, это заявление стало неожиданностью.
Разногласия в подходах
По сообщениям СМИ, Национальное управление безопасности на транспорте США (NTSB) уже давно представило свою оценку причин катастрофы индийским коллегам. Однако эта оценка не была упомянута в предварительном отчете AAIB. Газета Wall Street Journal сообщала, что в июне NTSB едва не вышла из расследования, обвинив индийскую сторону в недостаточной прозрачности.
Расшифровка речевого самописца указывает на то, что 56-летний командир воздушного судна, выполнявший функции Pilot Monitoring (PM), мог перевести топливные переключатели из положения «RUN» (работа) в положение «CUTOFF» (отсечка), тем самым прекратив подачу топлива в двигатели в критической фазе взлета.
В предварительном отчете AAIB этот разговор пилотов был передан в общих чертах: «На записи речевого самописца слышно, как один из пилотов спрашивает другого, почему он выключил двигатели. Другой пилот ответил, что он этого не делал».
Индийская версия
Власти Индии выразили обеспокоенность по поводу поспешных выводов. AAIB подчеркнула, что на текущем этапе расследования нельзя исключать возможность технической неисправности. Индийские СМИ, ссылаясь на источники в следствии, выдвинули версию, что причиной трагедии мог стать электрический пожар в хвостовой части Boeing 787−8, который мог вызвать «каскадный эффект», приведший к прекращению подачи топлива.
Напомним, что подобные инциденты с возгораниями на борту самолетов, особенно в отсеках электрооборудования, представляют серьезную угрозу безопасности полетов.
Что дальше?
Разногласия между FAA и AAIB подчеркивают сложность и деликатность международных расследований авиакатастроф. Важно, чтобы все стороны придерживались принципов открытости, прозрачности и объективности, чтобы установить истинные причины трагедии и предотвратить подобные инциденты в будущем. Дальнейшее расследование катастрофы Air India 171, вероятно, потребует привлечения дополнительных экспертов и проведения сложных технических экспертиз, чтобы дать окончательный ответ о причинах трагедии и помочь повысить безопасность полетов.