FCAS: европейский авиафлагман в штопоре из-за амбиций Dassault
Немецко-французский авиастроительный консорциум FCAS рискует распасться из-за разногласий партнеров: Dassault хочет 80% акций, что неприемлемо для Airbus, имеющего запасной план.
Приветствую, коллеги! Ваш «Авиаузел⁸» снова на связи. Сегодня мы поговорим о проекте, который должен был стать флагманом европейской авиации, но рискует повторить судьбу Concorde — европейской мечты, так и не взлетевшей в полную силу. Речь идет о FCAS (Future Combat Air System) — перспективной европейской боевой авиационной системе.
Итак, новость, что называется, с полей сражений. Или, если точнее, из кабинетов Берлина и Парижа. Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон поставили задачу своим министрам обороны — до конца августа представить «реалистичную перспективу дальнейшего сотрудничества в рамках консорциума FCAS и предложения по урегулированию существующих конфликтов». Звучит как сигнал SOS из кабины терпящего бедствие лайнера.
Суть турбулентности
В чем суть турбулентности? Похоже, Dassault (не «Боинг», как в шутке) решил, что он тут главный пилот. Глава Dassault Aviation, Эрик Траппье, судя по заявлениям в прессе, требует для своей компании контрольный пакет — аж 80% участия в проекте. Мол, «кто, кроме нас, Rafale построить может?». А это, как говорят в Германии, «unter keinen Umständen infrage kommt» — ни при каких обстоятельствах не подходит. Позиция, скажем так, довольно жесткая. Напоминает ситуацию, когда один из пилотов пытается в одиночку вести самолет в условиях сложной метеорологии.
Контекст FCAS
Тут важно понимать контекст. FCAS — это не просто самолет. Это целая система, включающая в себя беспилотники, системы управления, связи и вооружения. В проекте участвуют Dassault Aviation (Франция), Airbus (Германия) и Indra (Испания). Изначально предполагалось, что каждая компания получит примерно по трети «пирога».
Проблема подхода Dassault
В чем проблема подхода Dassault? Дело в корпоративной культуре. Dassault привыкла работать по принципу «командуй и контролируй». Они, видите ли, «верят в метод Rafale, верят в то, чтобы делать это в одиночку». Airbus же, напротив, предпочитает тесную координацию между партнерами, полагаясь на опыт Eurofighter, где компания успешно работает с Leonardo и BAE Systems. Позиция Airbus более гибкая, учитывает интересы всех сторон. Это как если бы в экипаже были и пилот, и второй пилот, и штурман, которые вместе принимают решения.
Здесь уместно вспомнить аналогию из летной практики. Представьте трансатлантический перелет на Boeing 737, где возникает небольшая техническая неисправность. На панели загорается индикатор проблемы с одним из двигателей. Командир, следуя стандартной процедуре, принимает решение снизить мощность и проверить состояние двигателя. Но второй пилот предлагает другой вариант — проверить данные телеметрии и связаться с диспетчером для получения дополнительной информации. В итоге, благодаря совместным усилиям и разным подходам, экипаж благополучно долетает до пункта назначения, избежав потенциально серьезных проблем. Вот и в FCAS нужна такая командная работа.
Что дальше? План «B» от Airbus
Что дальше? Если Франция не сможет урезонить аппетиты Dassault, FCAS может попросту развалиться. И тогда Airbus, судя по всему, уже имеет план «B». Руководство Airbus намекнуло на возможное объединение FCAS с программой GCAP (Global Combat Air Programme) — совместным проектом Великобритании, Италии и Японии по созданию истребителя шестого поколения. Другими словами, если один партнер уходит с глиссады, надо искать запасной аэродром.
Конечно, никто не хочет допустить развала FCAS. Это важный проект для европейской безопасности. Но, как говорится, в авиации главное — это не только скорость, но и умение сохранять равновесие. Иначе можно свалиться в штопор. Будем надеяться, что европейские лидеры смогут найти компромисс и вывести FCAS из зоны турбулентности. А пока — держим курс и следим за развитием событий.